Войти в почту

Черно-белый «Оскар»: почему на Западе делают ремейки с темнокожими актерами

Не так давно в ленте новостей молниеносно пролетела заметка о том, что актер Майкл Б. Джордан отказался участвовать в пересъемках классической версии истории Супермена из-за нежелания прогибаться под общественный запрос на расовое разнообразие в кино. Он осмелился пойти на шаг «вопреки» и анонсировал свою работу над проектом о защитнике по имени Вал-Зод — темнокожем Супермене с альтернативной планеты Земля-2, биография которого известна нам еще с фильма 1948 года о высоком брюнете с голубыми глазами и буквой «S» на груди. Не знаем, какую долю составляет новаторство в ситуации с Джорданом, но идея о существовании искусственно простимулированной diversity (как обычно пишут в зарубежной прессе) в киноиндустрии весьма разумна. Иначе чем объяснить уважение со стороны русских по отношению к темнокожему актеру?

Черно-белый «Оскар»: почему на Западе делают ремейки с темнокожими актерами
© Слово и Дело

Взяв на себя миссию судьи (с поправкой — белого судьи), мы захотели не вынести приговор, а показать, как обстоят дела в кино с разных сторон — которые, забегая вперед, не кажутся нам такими уж непохожими.

Доказательная база

За ней ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить комедийный сериал «Великая» или британскую ленту «Анна Болейн», в которых графа Ростова играет актер Абрахам Попула с нигерийскими корнями, а жену Генриха VIII — темнокожая Джоди Тёрнер-Смит. Будучи по определению историческими, сами фильмы представляются зрителям без жанровой пометки, что не оберегает их от шквала критики и обвинений в искажении фактов. Другим ярким примером несоответствия правде, диктуемой письменными и фотоисточниками, воспоминаниями современников, является биографический фильм про финского военачальника Густава Маннергейма «Маршал Финляндии». Главная роль в нем досталась кенийцу Тэлли Саваласу Отиэно, а в качестве локации для съемок была выбрана его родина. Продюсеры в интервью прессе объяснили столь необычный выбор попыткой сделать образ маршала выразительнее.

На раздраженный вопрос зрителя «Ну и все-таки, должно ли кино следовать исторической правде?», ответ прост — «Это невозможно».

«Я не верю в историческую правду в кино. Мне кажется, что всякая попытка воспроизвести историческую правду обречена на провал, потому что каждое художественное произведение, каким бы оно ни было историографичным, поневоле пытается переосмыслить то, что происходило на самом деле. Если, например, что-то было кем-то написано — значит другой может это переписать. Счастье искусства именно в том, что можно бесконечно переинтерпретировать одни и те же сюжеты», — рассказал изданию «Слово и Дело» Егор Беликов (кинокритик «Афиша», Forbes, Life, автор Telegram-канала «Нувельваг»).

Подтверждение этому можно найти и в рассуждениях о кинематографе профессиональных историков, большая часть из которых считают, что любой фильм содержит в себе бессчетное количество исторических неточностей: от неправдоподобно большого числа свечей в кабаке до неправильной формы стейка или отсутствия на куртизанке эпохе Возрождения голубой вуали, обязательной для жительниц Болоньи того времени. Более того, специалисты уверены, что соблюдение всех нюансов при постановке и съемке кинокартины приведет к отталкивающему эффекту для зрителя, не готовому ходить в кино для просмотра уродливых комнат или мест для испражнений.

Особенной претензией на толерантность отличаются две самые известные кинематографические вселенные Marvel и DC (последние уже давно принадлежат Warner Bros. Entertainment) — они, не опасаясь, заменяют актеров в рамках одной серии фильмов, предлагают фанатам типажи, значительно отличающиеся от тех, что представлены в оригинальных комиксах. Удивительно, что притязательный зритель на «ура» принял в качестве Ника Фьюри актера Сэмюэла Л.Джексон, а не седовласого белокожего супергероя. А Холли Берри стала одной из самых впечатляющих Женщин-кошек.

«Я думаю, что люди возмущаются не цвету кожи актеров, а тому, что запланированный каст оказывается не суперуспешным. Например, как это было с недавним сериалом про Анну Болейн. А вообще, если, по мнению режиссера, человек подходит на роль, то он и будет играть эту роль. И это замечательно!» — дополнил Егор Беликов.

Расизм в Голливуде

Местом сосредоточения расовых недопониманий традиционно является церемония вручения премии «Оскар». Минуя рассказ о каждом из громких скандалов, стоит упомянуть лишь то, что в середине ХХ века темнокожих актеров даже не приглашали в зал, и только некоторые победители в номинациях удостаивались чести сидеть на галерке. Актеры, гримеры, режиссеры с темной кожей редко были представлены в списке номинантов по той причине, что студийные боссы того времени делали упор на белых, сулящих успех у аудитории и, как следствие, экономическую прибыль. Да и среди членов Американской академии кинематографа и наук лишь 4% имели темный цвет кожи.

В новом столетии ситуация стала исправляться, стало производиться большое число кинолент, посвященных правам цветного населения США: «Линкольн», «Джанго освобождённый», «12 лет рабства», «Прислуга» — все они были оценены премиями и имели колоссальный успех у аудитории разных стран.

«С тех пор продюсеры поняли, что можно точить проекты и под афроамериканское население. Кроме того, в начале века закончилась гегемония исключительно американских рынков: теперь стало возможным собирать деньги и за рубежом. А там аудитории более интересны люди, которые похожи на них. С этим, например, можно связать распространение азиатского кино или работ, стилизованных под него», — прокомментировал Егор Беликов.

Конечно, протекает процесс становления расового разнообразия не без возмущений. Так, в 2015 году возникло интернет-движение «OscarSoWhite», которое публично заявило о существовании и поощрение расизма в киноиндустрии Голливуда. Акции возмущения набрали свою силу в период, когда два года подряд среди 20 номинантов на «Оскар» не значилось ни одного темнокожего актера.

Голливуд в расизме

В июне 2020 года в еженедельнике Variety было опубликовано открытое письмо с просьбой отказаться от поощрения насилия и коррупции в полиции и приостановить криминализацию чернокожего населения. Адресант — 300 американских деятелей искусства. Адресат — киноиндустрия Голливуда и СМИ. Свои подписи под обращением оставили такие актеры и продюсеры, как Октавия Спенсер, Виола Дэвис, Тесса Томпсон, Идрис Эльба и другие. В письме они акцентировали внимание на огромном влиянии Голливуда на политику, культуру и формирование общественного мнения.

Закономерной реакцией «фабрики грез» стала разработка новых требований для картин, претендующих на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм». Он касаются актерского состава, сюжета, съемочной группы и дистрибуции и заключаются в обязательном привлечении к процессу людей, имеющих азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение или особенности развития, женщин, представителей ЛГБТК+. Многие эти правила восприняли как превращение толерантности в позитивную дискриминацию.

«Есть масса обходных путей, с помощью которых можно поддерживать race variety в съемочной группе, но не обязательно в актерском составе. Например, брать побольше стажеров, что не бесполезно, потому что, очевидно, у расовых и этнических меньшинств меньше шансов пробиться в Голливуд — достаточно закрытую структуру. Вот и получается, что Американская киноакадемия выступает за то, чтобы цвели 100 цветов. Это история не про позитивную дискриминацию, а попытка сделать так, чтобы в каждом фильме было как можно больше разных взглядов на сюжет», — объяснил «Слову и Делу» Егор Беликов.

Последний «Оскар» показал, что при любых условиях найдутся недовольные. Итоги премии, согласно которым темнокожие актеры остались без статуэток за лучшую мужскую и женскую роли, возмутили многих. Спорным моментом оказалось вручение награды Энтони Хопкинсу за фильм «Отец» вместо Чедвика Боузмана, скончавшегося в прошлом году от рака.

«Что касается последней премии, я бы отдал статуэтку Боузману. Но сама идея споров — недостойная, потому что, по моему мнению, нельзя мерить роли между собой. Эксцессы в киноиндустрии чаще всего связаны с активистами, которые будут возмущаться по любому поводу. Мне кажется, что активизм — это последнее прибежище лицемеров. Поэтому воинствующая самодеятельность, возможно, и окажет эффект, глобально ничего не изменит. Менять мир все же нужно как-то по-другому. Толерантность — это правильно для кого угодно».

Успех любого фильма зависит не от цвета кожи актера, а от его таланта. Именно поэтому Морган Фриман для многих останется самым правдоподобным Богом из всех.