Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

За что британец Кадзуо Исигуро скорее всего получит Букеровскую премию

Среди всех номинантов на Букеровскую премию, британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро – фаворит. Он уже получал Букеровскую премию – в 1989 году за роман «Остаток дня», по которому позднее был снят фильм с и в главных ролях. А в 2017 году Кадзуо Исигуро был удостоен Нобелевской премии по литературе с формулировкой: «В романах большой эмоциональной силы раскрыл бездну, таящуюся под нашим иллюзорным чувством связи с миром».

За что британец Кадзуо Исигуро скорее всего получит Букеровскую премию
Фото: Слово и ДелоСлово и Дело

Видео дня

С этим нельзя поспорить. Впервые за последние годы Нобелевку по литературе получил действительно хороший писатель, а не музыкант, не экоактивист и не абстрактный поэт.

Эстетика романов

Исигуро родился в Нагасаки, однако в возрасте пяти лет он с семьей переехал в Великобританию, в графство Суррей. Там он и воспитывался, и это очень сильно отразилось на его творчестве. В произведениях Кадзуо Исигуро уживаются японская загадочная меланхоличность, элегичность и английская эстетика. Об этом говорит даже язык писателя: Исигуро пишет на педантично выверенном и абсолютно чистом английском языке – такого не встретишь у коренного британца.

Произведения Кадзуо Исигуро наполнены японской печалью. Автор понимает мир и человека как тайну, в его произведениях прослеживается японская эстетика неудовлетворенности жизнью и некой обреченности. Чем-то они напоминают японские хайку – маленькие, строго выверенные стихотворения, которые не договаривают, а только намекают.

В романах Исигуро очень мало событий. Главное в них – атмосфера. В нее автор погружает неторопливо и вдумчиво. Вообще, чувствуется, что каждая мысль глубоко обдумана. Именно поэтому у него не очень много произведений, но все они не оставляют читателя равнодушным, хоть и кажутся немного медлительными и скучными.

Произведения Исигуро

Главным читателем романов Исигуро является обычный человек, который уже всего добился в жизни и вдруг понял, что упустил смысл. Исигуро дает японский ответ на это: возможно, в этом и был ваш смысл. Это напоминает жизнь японцев на островах: большую часть истории они были изолированы от внешнего мира и находили в этом счастье.

Особенно ярко это проблема затрагивается в романе «Остаток дня». Главный герой всю жизнь посвятил работе дворецкого в доме английских аристократов. Пройдя полмира за свой любовью, он обнаруживает, что его дом и работа – это и был мир, и другого ему не нужно.

Вообще, в романах Исигуро есть атмосфера печального сна. Смысл постоянно ускользает как от главных героев, так и от читателя. И это очень похоже на нашу жизнь. В поисках смысла и самореализации мы многое упускаем, а в старости почти наверняка скажем, что хотели бы прожить жизнь по-другому. Но это нормально.

Интересны и фантастические работы Исигуро. Одной из главных является роман «Не отпуская меня», по которому был снят фильм с , Эндрю Гарфилдом и в главных ролях. Роман рассказывает о возможном будущем, когда человечество сможет выращивать клонов для донорства. Исигуро всегда верил в прогресс, что однажды он приведет к свободе. Но чем дальше прогресс, тем люди несвободнее. И в этом одна из главных тем Исигуро – идея обреченности.

Будущее Исигуро представляется сплошным царством бесчеловечности, и в этом есть доля правды.

«Клара и солнце»

И все-таки последняя работа Исигуро, роман «Клара и солнце», за которую он номинирован на Букеровскую премию, намного светлее. Речь идет о роботе, который прислуживает человеку, но может испытывать далеко не все человеческие эмоции. Робот в романе стремится к солнцу и свету, верит в добро и оказывается намного человечнее многих людей.

Кадзуо много рассуждает о росте и увядании человека, культуры, человечества и жизни. Робот отдает всего себя для спасения девочки, и в конце концов оказывается никому не нужным на помойке. Однако он счастлив и вспоминает прекрасное время, когда он помогал людям.

Ранее один из членов жюри премии «Большая книга» поделился рассуждениями о том, какой стала современная русская литература.