30-31.07 Премьера. «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха на сцене Мариинского театра
Под занавес сезона Мариинский театр готовит оперную премьеру: 30 и 31 июля на новой сцене покажут «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Партию Гофмана репетируют Михаил Векуа, Денис Закиров и Сергей Скороходов; полный список исполнителей указан на сайте театра. Тремя премьерными представлениями дирижирует Валерий Гергиев. Создатель французской оперетты, Жак Оффенбах обратился к жанру оперы только в конце жизни. Однако завершить это произведение композитор не успел, оставив потомкам множество вариантов для интерпретации эклектичного сюжета. В каждом акте Гофман влюбляется заново — в куклу Олимпию, артистку Антонию, куртизанку Джульетту, — и каждый раз это заканчивается не просто разочарованием, а катастрофой.
Полномасштабную постановку фантастической оперы доверили молодому американскому кинорежиссёру Дэниэлу Кругликову. По его словам, «Сказки Гофмана» — трагикомедия о разбитом сердце и темной стороне любви: «Гофман Оффенбаха — воплощение poète maudit, прóклятого поэта, который на собственном опыте узнаёт, что такое боль, страдания и прощание с любовью, необходимые предпосылки, чтобы стать настоящим творцом». Как замечает персонаж оперы Муза/Никлаус, любовь делает человека великим, но еще более великим его способны сделать слёзы.
Вселенную «Сказок Гофмана» Дэниэл Кругликов и художник по костюмам Иманоль Персе выстраивают в пространстве клиники, в которой лечат разбитые сердца: именно там в начале действия обнаруживает себя сломленный романтик Гофман. Герой окружен врачами, пациентами и персонажами, которых сотворило его сознание.
Вселенную «Сказок Гофмана» Дэниэл Кругликов и художник по костюмам Иманоль Персе выстраивают в пространстве клиники, в которой лечат разбитые сердца
Под действием лекарств он погружается в мир собственных душевных травм, где стираются границы между воспоминаниями и грезами, реальностью и фантасмагорией. Костюмы здесь отражают и будничную реальность госпиталя (сам Гофман, например, одет в больничную пижаму), и иллюзорный мир фантазий.
Либретто оперы написано по мотивам трех рассказов Гофмана: Олимпия — образ из новеллы «Песочный человек», Антония — из пьесы «Советник Креспель», а история Джульетты и злодея Дапертутто была рассказана в повести «Приключения в Сильвестрову ночь». Помимо непосредственных сюжетных заимствований влияние Гофмана проявляется и в более обобщенном плане: в драматургии, в художественных приемах и мотивах.
Последний раз опера «Сказки Гофмана» ставилась в Мариинском театре десять лет назад
В своем последнем произведении композитор Жак Оффенбах, автор более 100 оперетт, остался верен себе в выразительности музыкального языка. Неслучайно «Сказки Гофмана» разобраны на настоящие оперные «шлягеры»: это виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и ее матери и венецианская баркарола в исполнении Джульетты и Никлауса/Музы.
В романтизме главной силой творческого акта считалось вдохновение, а источником вдохновения — женщина. Возлюбленная Гофмана, Стелла, сочетает в себе все три ярких женских образа в опере. Это идеальная, но бездушная кукла Олимпия (femme artificielle); хрупкая, одаренная, неизлечимо больная Антония (femme fragile); соблазнительная хищница Джульетта (femme fatale).
Последний раз опера «Сказки Гофмана» ставилась в Мариинском театре десять лет назад; тогда режиссером выступил Василий Бархатов. Затем к партитуре Оффенбаха оперная труппа вернулась в текущем сезоне, и в марте на новой сцене была показана полусценическая версия в постановке Кристины Лариной с хореографией Александра Сергеева (он выступает хореографом и в новой редакции).
«Сказки Гофмана» в Мариинском-2 будут показаны в рамках музыкального фестиваля «Звезды белых ночей», который в этом году продлен до конца сезона — до 15 августа.
«Сказки Гофмана»
Мариинский-2 Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.34 mariinsky.ru