Какая-то дичь. Каким получился новый блокбастер Disney о приключениях фрицев, феминисток и Скалы Джонсона в джунглях?
В прокате «Круиз по джунглям» — новая попытка студии Disney превратить аттракцион из «Диснейленда» в успешную кинофраншизу с участием таких звезд, как Дуэйн Скала Джонсон и Эмили Блант. «Лента.ру» рассказывает, насколько обоснованы амбиции фильма обойти по сборам экранизацию другого аттракциона — «Пираты Карибского моря».
1916 год. Первая мировая война в разгаре. Лили Хоутон (Эмили Блант) спит и видит экспедицию в джунгли Амазонки на поиски Древа Жизни, на котором произрастают исцеляющие от всех болезней Слезы Луны. Поскольку времена на дворе темные и дикие, средства на экспедицию у географического общества ей приходится просить, написав жалобный текст и вложив бумажку в руки жеманного брата-неумехи Макгрегора (Джек Уайтхолл). Пока братец путается в рукописном тексте, Лили проникает в хранилище общества и крадет острие копья, необходимое для пробуждения Древа. Крадет из-под носа не только у сотрудников учреждения, но и у Йоахима (Джесси Племонс), сына кайзера Вильгельма, у которого на Слезы Луны тоже имеются виды — особенно ввиду затянувшейся войны.
Схватив в охапку брата и ценный артефакт, Лили бежит к месту назначения, где по необходимости сводит знакомство с бравым шкипером Фрэнком (Дуэйн Скала Джонсон). Необходимость заключается в том, что, во-первых, Лили нужна лодка, а во-вторых, она хоть и придерживается крайне передовых феминистских взглядов, не умеет плавать. На пути к цели экипаж сильно потрепанного судна ждет не только Йоахим на личной подлодке, но и канувшие давным-давно в джунглях и обреченные на вечные муки конкистадоры под руководством легендарного Лопе де Агирре (Эдгар Рамирес).
Уже одно последнее обстоятельство способно настроить более или менее насмотренного зрителя на нужный лад. Да, речь идет о том самом Агирре, про которого великий Вернер Херцог без малого полвека назад снял свой шедевр «Агирре, гнев божий» с Клаусом Кински. Еще очевиднее подмигивание становится в посвященном неистовому конкистадору прологе, озвученном металликовской Nothing Else Matters. Те, кто в этот момент начнут криво, но благосклонно усмехаться в аймаксовский экран, будут совершенно правы: перед нами первый за годы приключенческий блокбастер, сделанный с подобающей живительной интонацией.
Несколько лет назад перед постановщиком «Круиза по джунглям» каталонцем Жауме Кольет-Серра встал непростой выбор. После короткой, но веской очереди боевиков с Лиамом Нисоном («Неизвестный», «Воздушный маршал», «Пассажир») его наконец-то заметили в настоящем Голливуде и стали предлагать большие проекты. Их было два: амбициозный перезапуск «Отряда самоубийц» и экранизация почтенного диснейлендовского аттракциона «Круиз по джунглям». Выбор вроде был очевиден, но Кольет-Серра, к счастью, здраво рассудил, каких усилий ему будет стоить вытащить «Отряд» из-под оперного пафоса продюсеров киновселенной DC Comics — с одной стороны, а с другой — из-под провального (по вине, опять же, продюсеров) первого фильма, снятого Дэвидом Эйром.
С точки зрения сюжета «Круиз по джунглям» — это вполне стандартная диснеевская мешанина: здесь и новая этика, и постколониальные страхи (за них отвечает как раз Агирре), и нарисованные на компьютере туканы с леопардами. Плюс, разумеется, артист по прозвищу Скала, который многих раздражает, но большую (и, что уж там, лучшую) часть зрителей все же наповал разит своим бронебойным обаянием. В данном случае к этим очевидным еще при взгляде на постер слагаемым коммерческого успеха добавляется еще и Эмили Блант — актриса, шарму которой нужно некоторое время для раскрытия, но зато действует он едва ли не эффективнее всех прочих компонентов, вместе взятых.
Все это, повторимся, очевидные слагаемые, тогда как собственно режиссер выступает в роли тайного ингредиента. Кольет-Серра, прославившийся крепкими евротриллерами, еще на этапе дебютного «Дома восковых фигур» завоевал симпатии вниманием к деталям и своеобразным чувством юмора, которое выражается не в гэгах, а скорее в общей интонации. В «Круизе по джунглям» этот ироничный тон чувствуется безошибочно. Фильм ни секунды не держит зрителя за дурака, который будет ахать над неожиданными поворотами сюжета: предложенный жанр не предполагает таковых даже в своих лучших проявлениях вроде «Мумии» или тех же «Пиратов».
Напротив, Кольет-Серра снимает почти швами наружу. Птицы, змеи и прочая фауна нарисована почти гротескно. Актуальная повестка вроде героини-суфражистки и ее брата-гея подана с шутками и прибаутками. Мистическая и сентиментальная (должны же блондинка и бугай полюбить друг друга, верно?) пробалтывается чуть медленнее, чем хотелось бы, но тоже как что-то незначительное. Центральное же место уделено трюковой механике. Касается это не только отдельных сцен (хотя две вступительные получились просто образцовыми), но и общего темпоритма. Конечно, махине «Круиза» слегка мешают 15-20 минут ближе к концу, но зато в остальное время ее галопу позавидуют все уже вышедшие этим летом блокбастеры разом.
Главное же в том, что Кольет-Серра, относясь к проекту с подобающей умному режиссеру иронией, умудряется добиться ровно того эффекта, которого и должен достигать приключенческий фильм. Легкий постмодернистский задор не охлаждает пыл, а напротив — раззадоривает, заставляет закостеневший и уже, казалось, мертвый жанр задышать полной грудью. Для с трудом оживающих в связи с пандемией кинотеатров это, что уж там, такая же приятная неожиданность, как и для всех нас.
Фильм «Круиз по джунглям» (The Jungle Cruise) вышел в российский прокат