Войти в почту

Большой секрет маленьких фиксиков, или Не потерять связь с небесами

Как сделать пульт дистанционного управления? Поможет ли сифон найти потерянное кольцо? Что такое помогатор? Об этом детям уже 10 лет рассказывают герои любимого мультсериала «Фиксики». Впервые мы встретились с персонажами мультфильма незадолго до нового, 2011 года на канале «Россия 1» в программе «Спокойной ночи, малыши!». С тех пор Дим Димыч, Нолик, Симка и другие герои не расстаются со зрителями. После трёх сезонов «Фиксики» пришли к нам ещё и в полнометражных мультфильмах. А музыкальный проект «Фиксипелки» – песни из мультсериала – в июле 2019 года был награждён премией «ТЭФИ-KIDS» в номинации «Лучшая музыка для детской программы/сериала/анимационного фильма». О том, как создавались «Фиксики», рассказал главный художник-постановщик студии «Союзмультфильм» Юрий Пронин. Юрий Александрович побывал в Курске в рамках VI Фестиваля российской анимации имени Бориса Дёжкина, который проходил в Курской области со 2 по 5 июня. – Юрий Александрович, правда ли, что над каждой серией «Фиксиков» в студии работало до 100 человек? – Именно так. Но это не так уж много. Студия «Аэроплан», где родились «Фиксики», небольшая, но прекрасно организованная. У нас очень грамотные креативный, исполнительный продюсеры. Так что сил и людей оказалось достаточно. – Когда вы выступали перед студентами художественно-графического факультета КГУ, из зала прозвучала интересная реплика: «Фиксики учат детей законам физики лучше, чем преподаватели в школе…» – Скорее, они дополняют знания, которые дети получают в школе. И это было задумано продюсером Георгием Васильевым. Он очень любит детей, высоко ценит знания. Все бренды, идеи «Фиксиков» пропитаны этим. Зная нашу непростую систему обучения, он восполняет то, что, возможно, не успевают донести учителя. «Фиксики» рассказывают, как всё устроено в нашем сложном оцифрованном, техногенном мире. Рассказывают весело и интересно. – Вы создали образы героев. Почему они именно винтики? – В начале было слово, и слово было «не то!». Именно так мне сказал продюсер Георгий Васильев, когда я принёс ему первые эскизы. И сотни раз он мне это повторял. «Не то ты мне принёс, опять не то. Давай, переделывай!» И я переделывал, была куча вариантов. Герои казались продюсеру похожими то на «Супер- семейку», то на каких-то других персонажей. Я углублялся всё дальше, в дебри, и в конце концов, разозлившись – не столько на него, сколько на себя, нарисовал эти предметики, и они оказались в сочетании – два маленьких, два больших, зелёненький, большой с винторезкой на голове. У них у всех оригинальная форма головы, которая сочетается с винтиками. Георгий Леонардович, увидев, сказал: «Всё! По силуэтам найдено». Но создание персонажей было ещё впереди… Мы бились полгода. Почти в любом проекте именно такое время обычно уходит на поисковую работу. Конечно, если это не реклама. – А как создавался сценарий? – Васильев купил сценарий у Успенского, ещё при жизни Эдуарда Николаевича. Сценарий назывался «Гарантийные человечки». Он придумал им брендовое название. В нём заложено очень многое. В каждой серии герои рассказывают что-то новое, например как устроен тот или иной прибор. Важно зафиксировать момент починки этого прибора! Фикс – это очень позитивное слово. Фиксики – целый народец. А «Гарантийные человечки» звучит немного скучно. Гарантия… Ремонт… Эти слова из прошлого века. Георгий Васильев обновил сценарий, сделал ребрендинг. Впоследствии появилось много новых героев и сюжетов, на основе сценария «Гарантийные человечки» сделан только первый сезон. – Георгий Васильев – продюсер и мюзикла «Норд-Ост». Во время захвата террористами его зрителей он был в зале, и ему удалось многое сделать для спасения людей… – Георгий Леонардович об этом никогда не рассказывал. Вспоминать об этом ему, конечно, тяжело. Но люди, которые были с ним в этот день, рассказывали, как спокойно и мужественно он вёл себя в той ситуации. Все были на взводе, а он сохранял спокойствие. Нервы у всех были на пределе. Ведь рядом террористы, обмотанные взрывчаткой, их пальцы – на спусковом крючке. Любые прения, спор – и они сразу стреляют. Георгий Леонардович спокойно и твёрдо просил, добивался, чтобы заложникам дали воды, вывели в туалет. Такие простые вещи. Это позволило людям выстоять в той страшной ситуации, не сорваться, дождаться освобождения. – Говорят, что в первые годы работы из кинематографа вас выгнала крыса. – Это было ещё до армии. Я учился на оформительском отделении (сейчас это отделение дизайна). Когда закончил, меня направили в кинотеатр писать плакаты. Там жила крыса. Ночью она выходила, ела краску и оставляла цветные следы на моих работах. Меня как художника такое пренебрежительное отношение к творчеству не могло оставить равнодушным. Я начал подкарауливать крысу. Но ничего не вышло. Она победила. Я ушёл из кинотеатра, сказав: «Пусть крыса у вас будет художником». Всё было очень смешно. – В одном из интервью вы сказали, что первая ваша должность в студии «Союзмультфильм» – кочегар. – Когда вернулся из армии, мама сказала: надо идти работать, хватит сидеть на шее. Я был с ней полностью согласен, но считал, что работа должна быть весёлой. В то время я любил цирк и мультики. Но сомневался, надо ли идти в цирк: по канату ходить я вряд ли смогу. Выбрал мультики. Но на студии «Союзмультфильм» свободных мест не было, никаких вакансий. Мне предложили стать кочегаром. В то время наряду с газовым на студии использовалось и печное отопление. Я сразу согласился и стал кидать уголь в топку. Так что считаю: всё, что режиссёры сняли в этот период времени, и моя заслуга. Ведь без меня они бы замёрзли. Это был 1987 год. Под руководством дяди Пети, моего наставника, я бегал по этажам, подкручивал какие-то трубы. Он ругал меня, когда я убегал на курсы аниматоров. А это и была основная цель. Кочегарка служила лишь прикрытием. – Мечта всё-таки сбылась? На «Союзмультфильм» приняли? – Вакантных мест так и не появилось. Но, видя, что я интересуюсь анимацией, меня позвали на студию «Пилот». Здесь начался мой быстрый взлёт, который закончился очень сильным падением. По моей вине. Меня перехвалили, самомнение раздулось, а мне было 20 лет. Тогда я придумал серию комиксов. Шла перестройка, чёрный юмор был в ходу. Созданный мною персонаж попадал в самые сложные и часто сомнительные переделки. Но мне хлопали. А вообще я без радости встретил перестройку. Ведь если всё дозволено, то следующее поколение, которое мы воспитаем, нас попросту размажет. У него вообще не будет тормозов! Тогда я создал последний мультфильм и целых 15 лет не возвращался в анимацию. Я просто рисовал, делал иллюстрации, возился с лошадьми, жил в деревне. У меня там было три прекрасных лошади. Зимой мы с друзьями ездили на санях, летом ходили на покос. И рисовали! Этих 15 лет хватило, чтобы в стране изменилась ситуация. Александр Михайлович Татарский создал замечательный проект – «Гора самоцветов». И я вернулся. Мне предложили попробовать себя в качестве режиссёра. Я придумал мультфильм «Пётр и Петруша» с элементами исторической достоверности. Потом сконцентрировался на работе художника-постановщика и режиссурой пока не занимаюсь, но планирую к этому вернуться. – Не жалеете о тех 15 годах, которые прожили без анимации? Может быть, если бы тогда не ушли, создали бы шедевр. – Нет. Художник не должен унывать. В 1920-1930-х годах Аб Айверкс и Уолт Дисней создали мультипликационный персонаж – кролика Освальда. Он был героем серии мультфильмов, выпускавшихся студией Universal Pictures. Освальд сразу стал очень популярным персонажем в Америке. И продюсер Чарли Минс полностью забрал у них авторские права. Он лишил их всего, в том числе студии. Говорят, тогда 26-летний Дисней решил, что больше никогда не будет работать с посредниками. Лишившись всего и обанкротившись, авторы ехали домой. По дороге на коленке Уолт Дисней вместо кролика нарисовал мышонка. Его жена, не задумываясь, назвала нового героя Микки Маус. Кто знает теперь кролика Освальда? А Микки Мауса любят и знают все. Если у художника что-то отняли, это вернётся сторицей. Не надо даже об этом задумываться. Ты раздающий, ты у портала. Береги себя, чтобы сохранить эту связь с небесами! В ТЕМУ Анекдоты о мультиках Нашла на полу болтик, думала выкинуть. Потом засомневалась: может, это фиксик? Положила рядом со сломанными наушниками. А вдруг… *** Вся правда о «Троих из Простоквашино». Затравленный мальчик или чудовище с бутербродом? Страх и ненависть в русской деревне. Извечное зло с почтовой сумкой. Кровавая тайна неприметной семьи… Ужасающая изнанка доброго мультика. Внимание! На Первом канале программа Андрея Малахова! *** – Смотрю я на всё это, и хочется сказать словами героя мультфильма… – «Ребята, давайте жить дружно»? – Нет. «Пятачок, у тебя есть дома ружьё?» *** Так, «Симпсоны» уже предсказали китайский вирус и митинги в США. Подскажите, что в следующей серии? *** Пришёл в кино на «Губку Боба». Сначала идёт реклама детских мультиков с возрастным ограничением «0+». Начинается мультфильм. На экране появляется «6+». И тут один мальчик говорит: – О, «6+»! Щас треш начнётся! *** – Дорогой, мне кажется, что нашей свадьбы не будет. – Если в «Шреке» осёл женился на драконе, то мы с тобой точно поженимся… *** В детском саду нас знатно троллила одна воспитательница. Она говорила: – Кто первым уснёт во время тихого часа, тому я в сон поставлю плёнку с новыми мультиками. И каждый раз, просыпаясь, я тихо недоумевал, что кто-то опять заснул раньше меня. *** В ужасных американских мультиках кот постоянно пытается убить мышонка, а мышонок – кота. То ли дело добрые советские мультики, где маленького мальчика подозревают в убийстве дедушки с помощью лопаты. *** Если посмотреть мультфильм «Красавица и Чудовище» задом наперёд, то получится история о девушке, которая вышла замуж за прекрасного принца, потом довела его своей любовью и превратила в ужасное чудовище, после всего этого сбежала к отцу и жила долго и счастливо. *** Если посмотреть мультфильм «Тарзан» задом наперёд, то это мультфильм о дауншифтере, который бросает всё и уезжает в Африку жить с гориллами. *** У знакомой маленький племяш просит поставить ему на DVD мультик «КАКродил Гена». *** Смотрю мультик «Маша и Медведь» и не понимаю, как родители могли оставить это животное с медведем. *** Если очень быстро бежать мимо картин Айвазовского, получится мультик про море. *** Хотели наши показать «Каникулы в Простоквашино» за границей, но переводчики всё никак не могли логически перевести фразу кота Матроскина: «У меня дядя работает на гуталиновой фабрике сторожем, дак у него этого гуталина… Вот он и шлёт посылки…» Ну в самом деле, не показывать же перед мультфильмом «Историю государства Российского». *** Как я поняла, что повзрослела окончательно. Показывала дочери «Бременских музыкантов» и поймала себя на следующих мыслях: «Юбка до середины пятой точки! Сбежала из дома!! С первым встречным голодранцем!!! Который со своей шоблой злостно глумился над её бедным папой, имитируя разбойное нападение!!! ВСЁ!!! Этот мультфильм мы больше не смотрим!» *** Отсмотрен с ребёнком мультфильм «Бэмби», сцена «Зима». Бэмби: «Мама, смотри! Что это такое, белое?» Олениха-мать: «Это снег». Бэмби (удивлённо-недоумевающе): «Снег?» В этот момент оленёнок ужасно похож на среднестатистического российского мэра. Беседовала Елена ГАМОВА

Большой секрет маленьких фиксиков, или Не потерять связь с небесами
© Курская правда