Карьера нетипичного рокера
Вот уже 35 лет они покоряют сердца. За их плечами сотни концертов, творческие взлёты и кризисы, конфликты и воссоединения. Каков он - мир рок-музыки - группа «Ария» показала не одному поколению. Несмотря на все трудности и невзгоды, коллектив гордо держится на плаву и не перестаёт радовать поклонников хитами. Корреспондент «Щита и меча» побеседовал с нынешним солистом «Арии» Михаилом Житняковым. - Михаил, «Ария» существует уже 35 лет, и 10 из них - прошли вместе с вами. Расскажите, каким для вас было это десятилетие? - Очень насыщенным. Ярких впечатлений, благодаря активной гастрольной деятельности, хватило бы на три жизни вперёд. События в далёком 2011-м радикально поменяли мою судьбу. Но у всего, как известно, две стороны. Порой приходилось непросто. И речь даже не о тяготах выступлений с недосыпами и затяжными переездами. В первое время часто возникали вопросы к самому себе: «На своём ли я месте? Соответствую ли высокому статусу группы?» Затем брал себя в руки и продолжал работать. Но ни разу, как бы тяжело ни было, не пожалел о сделанном выборе. - Расскажите, как пришли к музыке? Это получилось спонтанно или мечтали о большой сцене? - Всё банально. С детства пытался петь. С восхищением смотрел, как во дворе старшие ребята исполняли что-то под гитару. Потом в местном подмосковном ДК участвовал в ВИА, где меня и заметили ребята из группы «Гран-КуражЪ». Это был совсем другой уровень, мы записывали свои песни и выступали в московских клубах. Иногда выбирались на фестивали и даже ездили на непродолжительные гастроли по городам. Всё это оставалось в качестве увлечения, и каждый из нас зарабатывал деньги как мог. Мне нравилась такая жизнь: у группы появилась своя аудитория и мы продолжали двигаться вперёд. Но лично у меня амбиций артиста большой сцены не было. А потом случилось знакомство с Маргаритой Пушкиной и Виталием Дубининым. Благодаря чему вот уже 10 лет являюсь вокалистом «Арии». - Предыдущий год был непростой. Группа давала концерты без живой аудитории. Каково выступать в онлайн-формате? - Очень непривычно петь, не видя зрителей, потому что их реакция - это некий индикатор того, что ты всё делаешь правильно. Да и вообще, на сцене происходит обмен энергией: ты отдаёшь её в зал, а она возвращается к тебе многократно. В любом случае мы благодарны такой возможности быть ближе к поклонникам в эти непростые времена. - Поделитесь, как проходили репетиции тура «Гость из царства теней». - Это очень сложное техническое шоу с мощными декорациями, где в процессе концерта сцена трансформируется, какие-то её элементы отделяются и пролетают над публикой, в том числе с музыкантами. На каждом концерте происходят частые смены костюмов и образов Поэтому важно было отрепетировать все эти моменты, а также многочисленную смену костюмов и образов. Всё усложнялось ещё тем, что в каждом городе параметры зала и сцены отличались. И приходилось даже делать выездные репетиции отдельных номеров. Для этого за месяц до шоу в конкретном городе мы приезжали в усечённом составе, строили площадку и отрабатывали самые сложные моменты. «Гость из царства теней» гастролировал без эксцессов, и это говорит о том, что всё сделали правильно. - Поклонники отмечают феноменальность песни «Точка невозврата»: она заметно выделяется среди других композиций. Стихи писала Маргарита Пушкина. А как родилась музыка? - Напевал дома абстрактную мелодию под клавиши, зацепился за какой-то фрагмент, попытался придумать к этому кусочку сначала припев, а потом бридж. В итоге поделился своей версией с Виталием Дубининым. Он что-то поменял в мелодии, местами сыграл другие аккорды и фактически сделал аранжировку. Таким образом, «Точка невозврата» стала типичным примером коллективного творчества. - Гастроли, подготовка к концертам, переезды требуют постоянных нагрузок. Вы когда-нибудь были близки к профессиональному выгоранию? - Только в самом начале, как я уже сказал. Но связано это не с гастрольной нагрузкой и невозможностью полноценно отдохнуть, а скорее с локальными неудачами. Очень часто во время поездок искал в Интернете видеофрагменты с прошедших концертов - устраивал себе «работу над ошибками». От выгорания же спасает свежий воздух. С некоторых пор начал становиться заядлым дачником. И ковидный 2020 год этому здорово поспособствовал. - Михаил, вы создаёте впечатление нетипичного рокера. - Если сравнить меня нынешнего с тем парнем, который 10 лет назад пришёл в «Арию», то изменения всё же есть. Это и значительно отросшие волосы, и татуировки (смеётся). Ну а если серьёзно, то естество тяжело спрятать. В реальности меня трудно назвать бунтарём, что часто приписывается именно рок-музыкантам. Я по природе больше дипломат. - Хотели бы, чтобы дети пошли по вашим стопам? Наверное, нет. Хотя определённо буду поддерживать любое творческое начинание, которое возникнет у каждого из них. Но так как успешно делать из этого профессию удаётся немногим, хорошо было бы, чтобы они получили достойное образование, а в дальнейшем - востребованную гражданскую профессию. Визитная карточка Михаил Житняков родился в 1979 году в селе Константиново Московской области. В 15 лет занялся музыкой и стал участником инструментального ансамбля в Доме культуры. Здесь Михаил заинтересовался творчеством группы «Ария». В 2001-м окончил РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, получив диплом инженера-механика. По специальности проработал 10 лет - руководил ремонтно-эксплуатационной службой. Успешно совмещал трудовые будни с занятиями музыкой. В 2004 году познакомился с участниками рок-группы «КуражЪ». После исполнения песни «Осколок льда» Михаил выбран вокалистом. Выпущено два альбома и один сингл. В 2011-м стал третьим солистом рок-группы «Ария». Михаилом Житняковым исполнены студийные альбомы «Феникс», «Через все времена», «Проклятье морей» и перезаписи «Крещение огнём». «Перезагрузка» и «Армагеддон (Перезагрузка)».