Ровно 60 лет назад вышел роман Станислава Лема «Солярис»

Ровно 60 лет исполнилось «Солярису» Станислава Лема. В эти дни в 1961 году вышел один из самых известных научно-фантастических романов двадцатого века. В книге описываются взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис. Лем подчеркивал, что писал для современников и о современных проблемах, только надевал на них галактические одежды — это и давало ему право называть себя автором-реалистом. Этот польский писатель — вообще наиболее интересный из всего социалистического лагеря, он смог перейти из категории фантастики в большую литературу, философию и культурологию, считает прозаик, поэт, литературный критик Андрей Щербак-Жуков:

Ровно 60 лет назад вышел роман Станислава Лема «Солярис»
© BFM.RU

— Как мне кажется, именно роман «Солярис» был таким переходным, по форме это еще фантастика, но по сути это уже глубоко философская вещь рассказывает и о сущности человека, и о сущности времени, сочетании прошлого и будущего. Лем поставил такой интересный эксперимент: планета, одно существо, в котором существуют разные сущности, которые создаются этим Солярисом, взаимодействие их с земными людьми — это очень интересный философский вопрос, который потом, после него начали развивать культурологи, социологи и философы.

— А что вы думаете насчет сегодняшнего читателя, насколько роман ему понятен?

— Я боюсь, что вряд ли, и это показал фильм Содерберга, помните, был с Клуни? В чем разница между тем, как прочел Лема Тарковский и как его прочел Содерберг? То, что у Тарковского философия и притча, то у Содерберга превратилось в психопатологию. Он не понял этого просто. Лем требует сейчас адаптации, но в этом ничего, на мой взгляд, страшного нет, я боюсь, что он тяжел, даже когда я его читал в своей юности в 80-е годы, уже тогда он был тяжеловат.

Известная экранизация Тарковского 1972 года ощутимо потеснила книгу, ее моментально признали одним из главных шедевров фантастического кино. Хотя Лем был фильмом очень недоволен. Считал, что Тарковский вместо «Соляриса» поставил «Преступление и наказание» и заселил космос своими родственниками. А вот историк и киновед Максим Семенов считает, что книга и фильм вполне себе сосуществуют:

Максим Семенов историк и киновед «Когда мы говорим про Тарковского, он как очень большой режиссер всегда, что в принципе нормально для экранизации, не столько переносил книгу на экран, сколько экранизировал свои мысли и идеи, на которые его книга натолкнула. Тут можно говорить не только про «Солярис», но и про в принципе любую книжную экранизацию, сделанную большим режиссером. Как мы помним, Стивену Кингу не то, чтобы нравилось «Сияние» Стэнли Кубрика, хотя это же не значит, что Кубрик вытеснил Кинга и Кинга никто не читает, или наоборот, что фильм Кубрика не стоит смотреть. Можно вспомнить пример с тем же Тарковским, «Сталкер» — великое кино, поколения синефилов его смотрят с большим удовольствием, но это же не означает, что все перестали читать «Пикник на обочине» братьев Стругацких. И мне кажется, то же самое можно сказать и про фильм Тарковского, и про роман Лема. Кроме того, для поколения кинолюбителей, мне кажется, это такая лучшая реклама романа Станислава Лема, который ничуть не глупее, чем получившийся фильм».

Основная часть «Соляриса» была написана примерно за шесть недель в июне 1959-го , когда Станислав Лем был в Закопани на юге Польши. Спустя год писатель вернулся к роману и закончил последнюю главу. Впоследствии Лем уже не мог найти место, где остановился, и с которого продолжил книгу. По мнению Бориса Стругацкого, роман Лема входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику двадцатого века вообще и на отечественную фантастику в особенности».