Наталья Максимова (ten(10)posters): Ч/б не навязывает своего понимания, ни к чему не обязывает
Наталья Максимова — журналист, копирайтер, публицист, писатель, фотограф и автор проекта черно-белой интерьеной фотографии рассказала Antenna Daily о своем новом проекте ten(10)posters.
Почему ч/б? Что тебя привлекает в монохроме и отсутствии цвета в фотографии?
Одним словом — воображение. Цветность обязывает, задает понятное настроение, время суток, контекст. Ч/б куда более вариативно — можно выбирать вообще все: от времени суток до видения, и это всегда по-разному, с каким настроем проснулся — то и отобразилось.
Ч/б не докучает и охотно вписывается куда угодно или вовсе исчезает в сумерках.
Ч/б не навязывает своего понимания, ни к чему не обязывает — видишь, как тебе угодно в данный конкретный момент. Но при этом куда более ярко. Это не про отсутсnвие цвета, а про возможность любой цвет привнести, добавить. Раскраска для воображения. Ч/б не докучает и охотно вписывается куда угодно или вовсе исчезает в сумерках. Я помню черно-белые каталоги мод или альбомы Эрмитажа — никогда не было сложности их расцветить на свой лад.
С чего начался твой путь в фотографии?
У моего дедушки была фотокамера со стеклянными пластинами, у папы — Смена, Киев, Зенит, Харьков, Зоркий и тп. Это, видимо, семейное. Не как путь, а как навык. На плёночные камеры я снимала с пяти лет. В семье это было сродни умению кататься на велосипеде — ничего особенного. Мы сами проявляли с папой пленки под красной лампой в мастерской и печатали фотографии, потом фигурно обрезали края… В этом всегда была какая-то прикладная магия. Потом появились цифровые камеры и на десяток лет мне стало это совсем неинтересно.
Как появился проект ten(10)posters? В чем его идея? Когда ты делала фотографии — это изначально было для себя или были планы по более широкому использованию этих фото?
Никакого плана не было. Я на самом деле крайне редко фотографирую в поездках. Наоборот всегда думала — вот эти люди, смотрящие на мир сквозь камеры своих гаджетов, они зачем это делают? Зачем эти консервы из впечатлений — разве они будут их использовать долгими зимними вечерами, смотреть напечатанными в альбомах или прокручивать фото на горящих экранах? Не лучше ли вот сейчас живьем смотреть на мир?
Зачем эти консервы из впечатлений — разве они будут их использовать долгими зимними вечерами
И я смотрела в многочисленных поездках, делая без особой мысли несколько кадров напоследок или если совсем уж стоило зафиксировать тот момент, не более. Это мои личные путевые заметки, я не думала снимать или же печатать. Потом я дарила фото друзьям или оставляла в интерьере, еще потом эти фото называли купленными в Yellowkorner — вот, пожалуй, тогда мне стало несколько обидно и закралась мысль сделать свой проект.
Идея бесхитростна — поделиться собственной эмоцией, привнести частицу тепла, не претендуя на право мастерства и единства восприятия. При этом мне не хотелось делать тиражный проект, не смотря на название, это все же не совсем постеры — в серии всего по 10 номерных копий, потому что большой тираж — это выход в тираж.
Сейчас это фотопроект, который связан исключительно с Италией. Дальше так и будет?
Для меня Италия во многом — источник вдохновения, я даже собиралась туда переехать когда-то…
Лучше всех про связь русского и итальянского характеров написал Бердяев, не стану его повторять. Серий фото много — обязательно будет Исландия, Норвегия, Иордания, Франция и тд. Лондон и Киев — мои места силы, безмерно люблю эти два города, но у меня совершенно нет фото оттуда из многочисленных поездок. Я была настолько погружена в их атмосферу, присутствовала в моменте, что смотреть на мир через камеру совершенно не хотелось, придется теперь специально вернуться и хотелось бы неоднократно.
Лондон и Киев — мои места силы, безмерно люблю эти два города
Как ты видишь покупателей твоих фотографий? Кто эти люди?
Это мои друзья в широком смысле слова. Настоящие и, надеюсь, будущие. Те, кто многого достиг и знает о себе достаточно, но избегает косности сознания. Кто любит жизнь в ее основе и простоте и умеет создавать вокруг себя гармонию, распространяя ее вовне. Те, кто богат собой. Кто ценит впечатления, отношение, а не атрибуты статуса. Кто умеет выбирать для себя и за себя, может многое себе позволить в силу успешности или даже возраста уже, но бережно охраняет в себе внутреннего ребенка, способного тыкать пальцем в радугу в небе, медленно с чувством вдыхать аромат утреннего кофе в любимом заведении, сорваться и приехать в гости в ночи, чтобы вместе готовить любимую еду и смеяться, или же сидеть в одиночестве и тихой радости на берегу, закапывая ступни в песок и смотреть на блики на воде, или же жмуриться от удовольствия надев теплые шёрстные носки после долгой прогулки по сырому осеннему лесу… Те, кто одновременно в целом мире и в настоящем моменте. Когда вырасту — тоже хочу такой стать.
Кто и что тебя вдохновляет?
Если именно в плане фотографии, то, конечно, Анри Картье-Брессон — мне невероятно созвучны его идеи о видении кадра, которое происходит задолго до момента спускания затвора фотоаппарата. Меня вдохновляет сам этот фокус с фотографией — это ведь как минимум четыре разных сюжета: воображение, объект, печать, оформление. И никогда не знаешь, что получишь. А в целом вдохновляют картинки и эмоции — старое итальянское кино (Новый кинотеатр Парадизо или Приключение), путешествия (само собой), но все больше люди — их безграничные возможности по части восприятия в том числе, умение находить возможности и создавать рукотворные чудеса, сама безграничность мира уже вдохновляет — каждый кадр, сюжет появляется ведь перед нами один лишь раз, а вовсе даже не десять. И я все же не особо фотограф — я за то, чтобы смотреть на мир своими глазами, а не через камеру.
https://www.instagram.com/tenposters/
Беседовал: Станислав Смирнов
Первый бутик VIVA LA VIKA & CHOUX открылся в Санкт-Петербурге