Войти в почту

Александр Гордон раскритиковал фильмы Балабанова. Что думают российские режиссеры

Сегодня мы знаем Александра Гордона как телеведущего программы «Мужское / Женское». В программе телеведущий разбирается в скандалах неблагополучных семей со всей России. Однако немногие помнят, что с 2005 по 2013 год он вел кинопрограмму «Закрытый показ», в рамках которой обсуждались фильмы. Гости телепередачи сначала смотрели фильм, а затем высказывали собственные мысли о нем.

Александр Гордон раскритиковал фильмы Балабанова. Что думают российские режиссеры
© Слово и Дело

В программе обсуждалось кино, рассчитанное на «широкого и глубокого зрителя», одним словом – альтернативное, авторское кино. За время существования программы, в эфире были показаны фильмы Андрея Звягинцева, Кирилла Серебренникова, Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Анны Меликян, Алексея Учителя, Валерии Гай Германики, Карена Шахназарова, Ренаты Литвиновой и других известных российских режиссеров.

Позиция Александра Гордона

В эфире от 1 апреля 2008 года в эфире программы транслировался фильм Алексея Балабанова «Груз 200» – довольно мрачный фильм о суровых нравах российской глубинки на закате СССР. Несмотря на высокий рейтинг, положительные отзывы критиков (фабулу фильма сравнивали с романом Уильяма Фолкнера «Святилище») и участие в Венецианском кинофестивале, Александр Гордон не считает фильм искусством. По мнению Гордона, которое он высказал в интервью Юрию Дудю, фильм должен быть обращен к человеку, чтобы поднять его и утешить.

«Для меня главная функция искусства – это утешение, поскольку очень мало есть средств в этой жизни, чтобы снизить уровень страданий. Балабанов сделал подмену. Он свою внутреннюю болезнь показал, как болезнь страны, как болезнь человечества, как распад. В этом я его упрекал. Если ты хочешь исповедоваться – на здоровье, потому что искусство – это всегда либо исповедь, либо проповедь. Зачем же ты тогда проповедуешь свою болезнь – не исповедуешься, сделав подмену, а проповедуешь свою болезнь», — считает Александр Гордон.

При этом он отметил, что нельзя считать фильм «Груз 200» реальным отражением положения дел в стране на закате эпохи СССР. По словам телеведущего, у каждого человека есть свой взгляд и собственный «горизонт событий», который нельзя выдавать за действительность. Алексей Балабанов, по мнению Гордона, попытался показать мир вокруг, но показал только внутреннюю болезнь, на которую закончились краски.

«Все было. Давайте перенесем действие в наше время. Наверное, каждый, кто живет в нашей стране, может рассказать многое, если у него есть дар рассказчика и наблюдателя. Наверное, эти мнения о стране не будут совпадать. Но пройдет лет 10-15, и любое высказывание, которое было сделано здесь, станет частью истории. И когда вы с той точки зрения посмотрите сюда и спросите: «Да разве так все было?». У каждого есть свой горизонт событий, своя точка зрения, своя попытка что-то обелить, что-то очернить - иногда для выгоды, а иногда, чтобы выжить. Было так. И не было так. Были одни люди, и были другие люди. Я все-таки жил в то время, призывался в армию в 1981 году, когда только что вошли в Афганистан», — рассказал Александр Гордон.

Мнения кинорежиссеров

Российский кинорежиссер и лауреат кинопремий «Кинотавр», «Золотой Орел» и «Ника» Алексей Федорченко в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что не считает Александра Гордона экспертом в области кино и не советует прислушиваться к его мнению.

«Я не считаю Гордона экспертом по вопросам искусства. Он совершенно опозорился и раскрылся в своих непотребных передачах, и прислушиваться к его мнению я не собираюсь. Это мне неинтересно. Алексей Балабанов по сравнению с Гордоном – это Эверест», — высказался кинорежиссер.

Кинорежиссер Юрий Быков также не согласился с Александром Гордоном. В комментарии для «Слово и Дело» он отметил, что не все произведения искусства могут подарить утешение, но от этого они не становятся менее важными.

«Мне кажется, что если Александру Гордону нужно утешение, то ему точно не стоит его искать в фильмах Алексея Балабанова, которые, безусловно являются искусством. С моей точки зрения, искусство является не то, что утешает, не то, что заставляет человека мыслить негативно или позитивно, каким-либо образом жить и существовать, работать, взаимодействовать с другими людьми. Искусство является актом выражения художника, в котором есть изящность, харизма, смысл и вещи крайне важного эстетического характер. Мы знаем довольно много таких примеров – например, трагическая живопись, трагическая скульптура и литература. Я знаю много произведений искусств, которые никого ни в чем не утешают. Но от этого они не становятся меньшим искусством. Я считаю, что кино Алексея Балабанова – это акт искусства, акт самовыражения большого, глубокого человека, рефлексирующего по поводу окружающей действительности», — считает кинорежиссер.

Действительно, мы не можем перестать считать искусством «Гернику» Пабло Пикассо, «Крик» Эдварда Мунка, «Апофеоз войны» Василия Верещагина, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Бурлаков на Волге» – не говоря о многих произведениях литературы, которые не то, что не дают надежду и утешение, а вовсе угнетают их.

Александр Гордон сам подменяет понятия – предлагает оценивать значимость киноискусства только с одной точки зрения. Однако искусство намного сложнее.