Войти в почту

Бедная Анна. Роман Льва Толстого опустят до сериала

Читаю и поражаюсь: начались съемки сериала «Анна К». Его действие происходит в России. По сюжету, жена будущего губернатора Санкт-Петербурга, светская львица Анна Каренина вступает в тайные отношения с наследником алюминиевой империи Вронским…

Бедная Анна. Роман Льва Толстого опустят до сериала
© Русская Планета

Гляжу на портрет классика и с трудом сдерживаю слезы: «Добрались и до вас, Лев Николаевич. Теперь вволю поизмываются над бедной Анной и прочими вашими персонажами…»

Но классик невозмутим. Сурово глядит из-под растрепанных бровей. Не знаком писатель с нашими дикими нравами и не верит, что на его «Анну Каренину» могут поднять руку. Могут, дорогой граф, очень даже могут…

Впрочем, не все шокированы, мягко говоря, причудливым замыслом кинематографистов. По мнению некоторых их коллег, художественные произведения безнадежно устарели и вышли из литературной моды. И, стало быть, нуждаются в переосмыслении и, как сейчас принято выражаться, в «новом прочтении». Для этого в тексты надо влить свежую кровь или, проще говоря, перелопатить. Это – как перелицевать бабушкино пальто: где-то сузить, где-то распустить, пришить новые воротник, золоченые пуговицы…

В общем, все замерли в ожидании. Некоторые – в радостном. В частности, праправнучка классика, телеведущая Фекла Толстая поведала, что с интересом ждет воплощения этого, скажем так, оригинального замысла.

Актриса Яна Поплавская считает, что ничего страшного не происходит. Более того, она верит, что постановка будет замечательной. «На мой взгляд, вместо того, чтобы снимать сериалы про любовь-морковь, лучше обратиться к классике, - заключила актриса.

К классике, пожалуйста! Но ведь создатели сериала обещают совсем другое. Они едва обозначили свой замысел, но и от него уже становится не по себе. Что же будет дальше, какие еще причудливые сюжетные ходы нам предложат? И почему для воплощения банальной, в общем, идеи нужно измываться над произведением, которым почти полтора столетия восторгается весь мир?

Кстати, по мнению депутата Государственной думы, актрисы Елены Драпеко, роман Льва Толстого вовсе не о любви, а о зарождении социалистических идей в Российской империи. Оригинально, не правда ли? Так почему же не привнести в него нечто новое, свежее? Пусть в нем пылают политические страсти, сотрясают воздух спорщики, по какому пути идти России? Любовную же линию можно сократить, затушевать. Пусть Анна, утерев слезы, пойдет в народ и будет гнать прочь мысли о своем возлюбленном…

Стоило бы напомнить создателям этого сериала, что есть вещи уважаемые, более того, незыблемые, трогать которые и тем паче, менять смысл, содержание и прочие детали, не прилично. К их числу, безусловно, относится роман Льва Толстого. Это – литературный памятник, к подножию которого принято бережно укладывать пышные цветы, но никак не сорняки.

Впрочем, увещевания – пустые хлопоты. Они сделают свое дело. Любовный роман заменят банальной интрижкой. Сомнутся страдания, уберутся сомнения. Поверх гениального полотна недрогнувшая рука пропишет новый, сумбурный пейзаж. И от романа «Анна Каренина» останутся лишь фамилии. Все будет чужое, надуманное. Бедная, бедная Анна. Верно, и умереть тебе, как следует, не дадут - будут издеваться, пытать…

«Перенести Анну Каренину в Россию XXI века и представить ее всему миру на родном языке (и многих других) через удивительную платформу Netflix - это для меня сон, ставший явью. — сказал один из сценаристов «Анны К» Роман Кантор. - В буквальном смысле так, ведь идея этого сериала пришла ко мне во сне, и с тех пор я не перестаю следовать за ней».

Боюсь, что такие же страшные сны видятся и иным его коллегам. Какое классическое произведение ждет экзекуция «нового прочтения»? Может, пушкинского «Евгения Онегина»? А что, роман можно чудно осовременить! Скажем, главного героя и его приятеля Ленского поселить в Москве, на Рублевке.

Пусть эти повесы повздорят на пикнике и устроят пьяный мордобой. Онегин поломает Ленскому кости и судьбу – тот станет инвалидом. Но добрая Ольга Ларина все равно выйдет за него замуж.

Онегин же будет долго мурыжить Татьяну. Но, в конце концов, признается ей, но не в любви, а в том, что он – представитель нетрадиционной сексуальной ориентации и у него многолетняя связь со своим слугой, французом Гильо.

Татьяна сделает вид, что огорчена. Но окажется, что она сама хотела признаться Онегину, что состоит в тайной связи с Харликовой, «невестой переспелых лет». Ну а дальше будет еще круче…

Так и вижу несчастных, поникших классиков: Грибоедова, Достоевского, Островского, Гоголя, Чехова и других. Они со страхом ждут сценаристов-палачей, которые «по-новому прочитают» их произведения.

Классиков нынче не только с легкостью переиначивают, но и смело громят. К примеру, профессор, заведующий кафедрой МГИМО Юрий Вяземский с непринужденной легкостью раскритиковал поэзию Лермонтова. Он привел в качестве дурного примера «Смерть поэта». Вяземский назвал рифму, которой много десятилетий поклонялась вся Россия, «кошмаром и какофонией».

Что тут скажешь? Только то, что вроде негоже ниспровергать великих и знаменитых мертвецов. Тем более тем, кто не велик и не знаменит. Однако они пыжатся, подпрыгивают, грозят памятникам. Грустно и смешно, ей-Богу…