Делаем СВОЁ: Борис Листов задал новый тренд в российском АПК

Сельское хозяйство переходит в онлайн

Делаем СВОЁ: Борис Листов задал новый тренд в российском АПК
© Финансовая газета

Жители городов хотят питаться свежими и качественными продуктами, выращенными с любовью. Люди уверены: то, что произведено заботливыми руками фермера, принесёт больше пользы, чем заводское. Сегодня каждый россиянин может найти своего фермера в любой точке страны — причём на одной цифровой площадке.

Цифровой сервис «Своё. Родное» даёт возможность купить продукты напрямую от производителя, без наценок и посредников. Фермерский маркетплейс запустили меньше года назад, на сегодняшний день в приложении представлены более 4 тыс. фермерских хозяйств из 70 регионов России. Такой формат «рынка на удалёнке» позволяет даже небольшим сельхозпроизводствам наладить сеть сбыта и найти своего покупателя, где бы тот ни находился.

Глава Бурятии Алексей Цыденов считает, что такие сервисы российским аграриям необходимы: сельхозпроизводителям не приходится платить, чтобы пользоваться возможностями сервиса «Своё. Родное».

«Это важно, поскольку сейчас только за регистрацию и получение доступа к электронным площадкам нужно заплатить от 20 тысяч рублей и более. Я призываю наших фермеров зарегистрироваться на этой площадке, выставлять свою продукцию и реализовывать не только в Бурятии, но и по всей России, может быть, и в мире», — отметил глава Республики Бурятия.

«Своё. Родное» — это часть масштабной экосистемы «Своё. Фермерство», объединяющей несколько десятков сервисов как для аграриев, так и для потребителей. Концепция сельскохозяйственной цифровой платформы родилась в 2019 году. Инициатором и идейным вдохновителем стал Борис Листов, который возглавил Россельхозбанк в 2018-м. На разработку платформы ушёл почти год. Над созданием сервисов работала проектная команда РСХБ, которая ориентировалась на реальные нужды фермеров. Цифровую экосистему Россельхозбанк запустил летом 2020 года — в один из самых непростых для мировой экономики периодов, в условиях ограничительных мер из-за пандемии.

«Своё. Фермерство» сочетает в себе возможности банка и агротехнологии. Сегодня отечественным сельхозпроизводителям доступны более 30 услуг в цифровом формате: в режиме онлайн можно купить технику, корма и семена, найти сотрудников, получить банковские услуги, юридическую и бухгалтерскую поддержку, помощь ветеринаров. Готовятся к запуску новые агросервисы по подбору средств защиты растений, ТелеАгроном и другие.

«На нашей платформе представлен широкий набор сервисов для ведения фермерского хозяйства. Они позволяют существенно экономить и время, и деньги агропроизводителей, автоматизируя решение многих ежедневных задач», — говорит глава Правления Россельхозбанка Борис Листов.

Весной 2021 года РСХБ объявил о запуске своеобразного Clubhouse для сельхозпроизводителей, где фермеры могут дистанционно осваивать все тонкости ведения агробизнеса. Сервис назвали «АгроЛайф» — и это тоже часть цифровой платформы «Своё. Фермерство». По сути, он стал первым профессиональным каналом для предпринимателей АПК, где будут проходить онлайн-трансляции по аграрной тематике. Стать участником образовательного вебинара, посмотреть обзор сельхозтехники и оборудования, посетить онлайн-экскурсию на агропредприятие, увидеть, как современные биопрепараты проходят лабораторные исследования, сможет любой фермер в формате 24/7.

Фестиваль вкуса и пользы

Ещё одно «СВОЁ» уже успело стать одним из самых популярных и ожидаемых событий в сфере фуд-культуры. Такое название получил фестиваль фермерской еды, организуемый Россельхозбанком в разных регионах страны. Провести мероприятие, которое будет продвигать продукцию отечественных сельхозпроизводителей и вместе с этим станет большим семейным праздником с насыщенной развлекательной программой, Борис Листов предложил ещё в 2017 году.

«Масштабный фестиваль под эгидой Россельхозбанка и Минсельхоза РФ нацелен на поддержку региональных брендов. Мы стремимся помочь российским фермерам сохранить свои уникальные черты, технологии, рецепты. Ведь у каждого продукта есть Родина: астраханские арбузы, адыгейский сыр, вологодское масло, башкирский мёд. Мы уверены, что качество брендов с российскими корнями оценят и за пределами России», — подчёркивает Борис Листов.

Фестиваль объединяет ряд мероприятий, интересных для людей разных возрастов. Молодёжь посещает выступления актуальных музыкальных исполнителей, дети вместе с родителями участвуют в мастер-классах по традиционным ремёслам, для самых маленьких открыты площадки с увлекательными активностями, работают аниматоры. На протяжении трёх дней проходит ярмарка фермерских продуктов. Тем, кто хочет открыть свой небольшой агробизнес, в павильоне Россельхозбанка рассказывают, с чего можно начать собственное дело, на какую помощь от государства и РСХБ могут рассчитывать начинающие предприниматели.

В фестивалях «СВОЁ»‎ приняло участие более 1000 фермеров, а посетило — свыше 500 тыс. человек. В 2020-м фестиваль, как и все остальные массовые мероприятия, пришлось отменить из-за пандемии. В Россельхозбанке рассчитывают, что в 2021-м эпидемиологическая ситуация позволит вернуть «СВОЁ»: событие запланировано на октябрь.

Основа для будущего

Вместе с растущей потребностью в фермерских продуктах повышается и интерес к сельскому хозяйству как к прибыльному бизнесу. Работа в аграрной отрасли становится всё более престижной, ведь сегодня АПК нужны не столько рабочие руки, сколько ум и стремление к развитию.

Талантливым и заинтересованным специалистам, способным автоматизировать процессы и повысить эффективность производства, сельхозпредприятия готовы хорошо платить: в среднем, таким работникам предлагают от 100 тысяч рублей в месяц. Перед теми, кто решится на собственный агробизнес, открываются ещё более широкие финансовые перспективы, ведь АПК становится всё более рентабельным.

Развитие сельскохозяйственного сектора интересно и государству, и финансовым организациям, поэтому молодёжь стараются всесторонне поддерживать. Борис Листов как глава опорной финансовой структуры АПК заинтересован в увеличении количества квалифицированных кадров в отрасли. По его инициативе Россельхозбанк в 2019 году запустил собственную стипендиальную программу для студентов 54 подведомственных Минсельхозу вузов. Старт был дан на XXI аграрной выставке «Золотая осень». Глава Правления РСХБ подчеркнул: инвестиции в человеческий капитал помогут быстрее достигнуть национальных целей и вывести Россию на лидирующие позиции на международном рынке сельхозпродукции.

Финансовое поощрение получают те, кто хорошо проявляет себя в учёбе и научной работе. В первый год реализации проекта именные стипендии получили свыше 250 человек. На 2020—2021 гг. финансирование программы увеличили вдвое, повысив размер ежемесячных выплат на четверть, а количество участников — на 39%. В будущем учебном году программу вновь планируют расширить.

Ещё одна возможность развития для студентов — участие в программе digital-стажировок, которую РСХБ запустил летом 2020 года. Молодые IT-специалисты под руководством опытных наставников работают над цифровыми проектами банка и реализуют технологичные инициативы, связанные с созданием новых цифровых продуктов и сервисов для клиентов.

Причём стажёры работают не бесплатно: на время практики им выплачивают конкурентоспособную заработную плату, а после её окончания наиболее успешным и заинтересованным участникам программы предлагают должность в штате банка. В 2020-м стажировку прошли более 70 студентов, 10 из них стали сотрудниками Банка.

Поддержку также получают перспективные проекты и идеи молодых специалистов. Для этого, например, РСХБ под руководством Листова создал уникальную площадку AgroCode, в рамках которого проходят онлайн-хакатон Agro Hack, конкурс идей Agro Idea, чемпионат для студентов Agro Data Science Cup. За лучшие идеи и перспективные разработки победители получают денежные призы и возможность выгодного трудоустройства на предприятия аграрного сектора или в структуру банка.