Войти в почту

В День кошек смотрим картины «Мосфильма», в которых играют мурлыки

Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 г. 8 августа - Всемирный день кошек. Праздник был учрежден 19 лет назад, в 2002 году, международной организацией по защите животных Animal Welfare. Котиков любят все, за ними невероятно интересно наблюдать. Сделать это можно, выбрав в коллекции онлайн-кинотеатра «Мосфильма» ленты с участием пушистых артистов. Талисман удачи Певцом котиков можно назвать легендарного советского комедиографа Леонида Гайдая, он уважал мурлык и снимал их почти во всех своих фильмах. Говорят, что Гайдай был суеверным человеком, но вот к черным котам относился благосклонно, не считал их предвестниками беды, а, напротив, любил и охотно брал в кадр. Режиссер верил, что черные коты приносят ему удачу. Впервые кошки появились в киноленте Гайдая «Деловые люди», снятой по рассказам О. Генри. В новелле «Родственные души» кошка мелькнула на заднем плане, попавшись под ноги грабителю, которого играл Юрий Никулин. А в новелле «Вождь краснокожих» хвостатая актриса в кадре продержалась дольше, это в нее бросал камни плохой мальчик Джонни, но, к счастью, не попал. Кошки бывают разные Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 г. В картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», тоже собранной из новелл, кошкам уделяется больше внимания. Так, одна из мурлык появляется вместе с собакой в эпизоде первой новеллы « Напарник» из трубы на стройке. В это время на экране главные герои Шурик и Федя активно выясняют между собой отношения. У кошки из этой новеллы нет определенной актерской задачи, она всего лишь оживляет кадр. В новелле «Наваждение» главный герой Шурик в исполнении Александра Демьяненко отвлекает внимание боксёра Рекса пойманной чёрной кошкой. И здесь пушистая актриса уже в образе – она недовольна ситуацией, агрессивна и способна постоять за себя. В третьей новелле, «Операции «Ы», зрители видят кошек искусственных, представляющих собой гипсовые копилки, такими изделиями торгует на рынке герой Георгия Вицина Трус. Искусственные кошки больше, чем фон, они – символ уюта, дома, которого лишены персонажи картины. Кошки – копилки становятся тренажером для Труса, он отрабатывает коронный «удар» на гипсовых мурлыках. Копилки-путешественницы Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 г. Кстати, любопытна судьба этих статуэток. Кошки – копилки из «Операции «Ы» снялись еще в нескольких картинах. Одну из кошек можно наблюдать в фильме все того же Гайдая «Не может быть!», она украшает интерьер квартиры тридцатых годов, подчеркивая вызывающую пошлость обстановки, окружающую героев. Затем эта кошка-копилка переселяется в квартиру главного героя фильма «Ты - мне, я - тебе», режиссера Александра Серого, где среди антиквариата смотрится подделкой, фейком. Возможно, что столь говорящая деталь использована режиссером для характеристики главного героя – человека пустого и напыщенного. А спустя 10 лет гипсовая кошка, но уже с синим бантом, окажется на печке в доме Василия Кузякина – персонажа картины «Любовь и голуби». Сегодня одна кошечка из знаменитой коллекции хранится в музее «Мосфильма». Похождения Бегемота Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 г. Вернемся к живым хвостатым артистам-любимцам Гайдая . В «Бриллиантовой руке» и « Иване Васильевиче» черные коты уже важные и значительные персонажи, они влияют на ход событий и открывают глубины бессознательного. Кот в «Бриллиантовой руке» живет у Геши Козодоева (Андрея Миронова), путается под ногами и лакомится шампанским, а по ночам снится хозяину в кошмарных снах, куражась и хохоча над ним. В комедии «Иван Васильевич меняет профессию», снятой по мотивам пьесы Михаила Булгакова, черный кот – полноправный герой киноповествования, он способен внезапно исчезать и появляться, отпечатываться на полотенце, превращаться в шапку Мономаха, разговаривать. Влияние булгаковского Бегемота на черного кота Гайдая неоспоримо, кажется, что приключения усатого озорника из «Мастера и Маргариты» продолжаются в Москве 70-ых. Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. В «12 стульях» Гайдая очередной кот пугает Кису Воробьянинова в квартире Ляписа-Трубецкого, выглядывая из-за стопки газет. Еще один шкодливый котик – любитель поговорить по телефону провожает на работу героя фильма «Опасно для жизни!», зовут его Ричард. Это единственный случай, когда Леонид Гайдай дал пушистому артисту имя. Царь зверей Фото: кадр из фильма режиссера Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973 г. Самая большая кошка снялась в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» - это знаменитый лев семьи Берберовых Кинг. На съемке хищника настоял итальянский продюсер картины, лента была совместным проектом итальянской студии и «Мосфильма». Для красавца-льва написали в сценарии десятки сложнейших трюков, но он оказался не самым расторопным зверем. Сцену, где лев запрыгивает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых четыре дня. После работы с хищником-тугодумом Рязанов больше животных в свои картины не брал. Судьба Кинга сложилась трагично. В конце съемок он сбежал от своих хозяев и вырвался на улицу, напал на прохожего и был застрелен милиционером. И все же видеть царя зверей на экране – огромное удовольствие, ведь грациозность, элегантность, красота представителей семейства кошачьих покоряют всех. Мы все в плену у котиков.

В День кошек смотрим картины «Мосфильма», в которых играют мурлыки
© Управа района Можайский