Войти в почту

Индустрия производства сериалов столкнулась с кадровым кризисом

В индустрии производства сериалов наблюдается серьезный дефицит кадров из-за роста популярности стриминговых сервисов, пишет «Коммерсантъ».

Индустрия производства сериалов столкнулась с кадровым кризисом
© BFM.RU

Лето — традиционно горячий сезон. Большинство сценариев рассчитано на теплое время года. Но тут сошлось несколько факторов. Некоторые проекты переносились с 2020 года. Многие крупные платформы нарастили за год число оригинальных проектов. Появились новые игроки. Например, онлайн-кинотеатр Kion, принадлежащий МТС, запустился в апреле. Netflix прошлой осенью объявил о полноценном выходе на наш рынок, а этой весной впервые заказал ориджиналс у российских продюсеров.

В итоге у большинства сотрудников график расписан до зимы, а у известных режиссеров, операторов, актеров — на год, а то и на несколько лет вперед. Поэтому у последних серьезно растут гонорары. Не хватает даже каскадеров.

Как можно решить проблему? Рассуждает исполнительный вице-президент «СтарМедиа», руководитель направления спецпроектов Ассоциации продюсеров кино и телевидения Никита Трынкин:

— Решается [эта проблема] только наращиванием темпов подготовки кадров и выращиванием большего количества специалистов. Это вопрос и образования, и каких-то курсов профессиональных, и курсов переподготовки. Почему какой-нибудь стандартный электрик не может вдруг переучиться в киношного осветителя, если там больше платят и интересная работа? По многим профессиям возможен приток из смежных технических специальностей. Здесь спрос превышает предложение, ставки растут.

— А есть понимание, сколько проектов за месяц запускает одна платформа?

— Это информация коммерчески очень чувствительная. Конечно, они хотят как минимум каждый месяц, а в идеале каждую неделю что-нибудь эксклюзивное выпускать. Из этого следует, что надо за сезон снять на 12 месяцев следующего года, либо на 52 недели следующего года.

Многие платформы входят в экосистемы. У «Яндекса» — «Кинопоиск HD», у «Сбера» — Okko, у МТС — Kion. По оценке Jʼson & Partners, рынок легальных видеосервисов по итогам прошлого года составил почти 62 млрд рублей. Доля IVI — 13,3%, в районе 9% — у Okko, больше 8,5% — за «Кинопоиском HD». Средняя стоимость подписки у моносервисов — 250-400 рублей в месяц. У тех, что принадлежат экосистемам, — 150-200 рублей. Но платить за подписку, по наблюдениям экспертов, пока согласны разве что жители российских мегаполисов.

В прошлом году все медиаподразделения экосистем были убыточны. Тем не менее, они наращивают инвестиции в контент. Возможно, когда сериальный бум поутихнет, большинство платформ войдут в экосистемы, а некоторые сервисы и продакшены вовсе разорятся — выживут сильнейшие. Комментирует гендиректор Park Production, продюсер Дмитрий Добужинский:

— Вообще наличие такого количества платформ в стране — это некоторый нонсенс. Я думаю, что в результате выживут те, у кого есть какая-то финансовая подпитка, и те, кто точно угадает тренды.

— Можно сказать, что сейчас дефицит профессионалов на какое-то время появился, и, скорее всего, спустя время пропадет?

— Точно пропадет в конце сентября.

— Тем не менее на гонорарах как-то это сказывается?

— Что касается операторов, я заметил, что, например, я сейчас рекламу снимаю, у нас всегда есть молодые ребята, мы их отслеживаем. Они собственно и тренируются на рекламе всегда. Они стали стоить дороже, но не потому, что их стало сильно мало. Просто появились сплоченные профсоюзные — я бы не назвал их организациями — сплоченные группы.

По словам экспертов, для экосистем рентабельность их стримингов пока не так значима — они растят общие подписки сразу на группы сервисов. С отдельными платформами сложнее. Лидер индустрии — IVI — отчитывался, что достиг операционной рентабельности, когда компания подавала заявку на IPO на американской бирже. Но в итоге перенесла его на неопределенный срок из-за инициативы депутата Антона Горелкина ограничить долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах.