На дружеской ноге. Чем удивляет Ван Дамм в новом боевике с украинскими олигархами, вертухой и супероружием «Биг Мак»?

На Netflix вышел «Последний наемник» — французский комедийный боевик с Жан-Клодом Ван Даммом. «Лента.ру» рассказывает, как бельгийский актер сумел создать собственную киновселенную и, возможно, даже перезапустить карьеру — причем в шестидесятилетнем возрасте.

На дружеской ноге. Чем удивляет Ван Дамм в новом боевике с украинскими олигархами, вертухой и супероружием «Биг Мак»?
© Lenta.ru

«Туман — все его видят, но никто не может взять», — с этими словами потрепанный бородатый мужчина разбрасывает вооруженных до зубов молодчиков и с балетной грацией пикирует из выбитого окна в кузов грузовика. Действие происходит в наши дни в столице Монголии Улан-Баторе, а прибыл этот элегантный месье сюда, чтобы спасти сына украинского олигарха (Алексей Горбунов). После короткой остановки в Киеве для обмена цели на средства, мужчина стрижется, бреется и отправляется в Париж. Его зовут Ришар Брумер (Жан-Клод Ван Дамм), когда-то он был гордостью французского спецназа, суперагентом круче Джеймса Бонда, рвавшим зубами металлические замки. Разумеется, перед таким мужчиной не могла устоять ни одна дама, и вот однажды у Ришара родился сын, которого он в честь дедушки назвал Арчибальдом. Мать с ребенком вояка бросил, когда покидал службу, — чтобы раствориться в воздухе и пожить для себя. В наследство же Арчибальду досталась финансовая подушка и полная неприкосновенность.

Встретиться с сыном, выросшим в бестолкового, но обаятельного нытика (Самир Декацца), Ришара побуждает целый ряд обстоятельств. Во-первых, годы идут, и пора подумать о душе. Во-вторых, за Арчи гонится французский спецназ, поскольку неприкосновенность с него сняли. Ну а в-третьих, истинной причиной бед наследника является секретное оружие под названием «Биг Мак», которое бывший солдат Республики решает по старой памяти защитить от всех возможных врагов.

Вообще, королем европейского сегмента Netflix должен был стать Люк Бессон. Экономные и неуловимо жульнические боевики, которые продюсировала его компания Europa Corp., по качеству и скорости изготовления полностью соответствовали тому, что делает стриминг в своем полнометражном сегменте. Однако Люк очень некстати угодил под обвинения в изнасиловании и на некоторое время выбыл из игры, освободив место более молодым коллегам, усвоившим уроки «Такси» и «Перевозчика». В данном случае речь идет о Давиде Шароне («Шутки в сторону»), который сначала написал ностальгический по духу сценарий, а потом пригласил в фильм Жан-Клода Ван Дамма, обеспечив «Последнему наемнику» путевку в жизнь. Картина уже возглавила топы Netflix во Франции, Германии и России, так что 60-летний герой боевика с печальными глазами имеет все шансы, если не на полноценный ренессанс, то на собственную франшизу.

Успех Ван Дамма, впрочем, отнюдь не случаен. Когда-то он во всеуслышанье заявлял, что хочет переквалифицироваться в герои-любовники. Этот стратегический карьерный план так и не сбылся, однако артист остался на плаву, придумав что-то вроде собственной постмодернистской киновселенной. Понятно, что фильм с Ван Даммом это еще в большей степени отдельный жанр, чем картины со Шварценеггером или Сталлоне. Это всегда удар пяткой в нос с вертушки, легендарная шпагатная растяжка, немного танцев. В 2008-м Жан-Клод пошел дальше, снявшись в фильме под названием «Ж.К.В.Д.», где сыграл альтернативную версию себя самого. Спустя некоторое количество второсортных боевиков, Ван Дамм вернулся в 2016-м с обаятельным сериалом «Жан-Клод Ван Джонсон», который разрабатывал ту же идею.

«Последний наемник», на постере которого Ван Дамм демонстрирует кикбоксерскую растяжку, развивает успех его постмодернистского предприятия. Бельгиец впервые появляется в кадре, уперевшись в стены под потолком на легендарном шпагате. Через несколько минут он повторит танец из «Кикбоксера». Дальше в кадре появится муза Бертрана Блие Миу Миу, чтобы окончательно легитимизировать это дурацкое по всем параметрам предприятие. «Последний наемник» сразу подкупает своей честностью. Те, для кого все перечисленные фетиши — пустой звук, выключат фильм почти сразу. Остальные будут вознаграждены сторицей.

Фильм удивляет тем, что такое вообще возможно в 2021 году. Ван Дамм переодевается в женщину и в бакенбарды с усами. Ван Дамм уходит от погони под One Way or Another группы Blondie. Ван Дамм заставляет французского министра (Альбан Иванов) в одних трусах гонять по Парижу на электросамокате. Он тут, конечно, самый главный — и это место Жан-Клоду поразительно к лицу. Само это лицо заслуживает отдельных восторгов — рисунком морщин легко увлечься помимо сюжета. Собственно, эта увлеченность в итоге и подводит (хоть и не смертельно) авторов картины, которым явно жалко было отрезать от «Наемника» лишние двадцать минут. Зато главным (помимо чиновников) антагонистом здесь является сбрендивший на почве «Лица со шрамом» юноша, к тому же носящий имя Семен.

Разумеется, это, что называется, «стыдное удовольствие», но если всмотреться чуть пристальнее, то «Наемник» не так глуп, как кажется. Между шутками и драками фильм успевает высказаться и о жизни арабов в Париже, и о (не)чистоплотности правительства. И тот факт, что спасением от всех бед в итоге оказывается звезда «Универсального солдата», видится уже не идиотизмом, но даже отчасти той высшей справедливостью, в которую по-прежнему иногда хочется верить.

Фильм «Последний наемник» (Le dernier mercenaire) вышел на Netflix