МММ – 30 лет: Дело Мавроди живет и процветает. Кто идет на смену
Ровно 30 лет назад, в один из летних дней 1991 года, в жизни простых россиян появилась никому не известная тогда компания МММ, устроившая громкую масштабную пиар-акцию – бесплатный проезд в поездах московского метрополитена для всех москвичей и гостей столицы. Приятный сюрприз для миллионов людей и стал началом рекламной компании первой в истории Новой России крупнейшей финансовой пирамиды. Вскоре реклама МММ перекочевала на центральные каналы телевидения, где в легкой и доступной форме телезрителям рассказывалось о пользе вложения средств в билеты нового акционерного общества. И главным действующим лицом, локомотивом этой рекламной кампании стал Леня Голубков – актер Владимир Пермяков, воплотивший в себе образ простого еще советского работяги, которому выпал в этой жизни уникальный шанс легко стать богатым и успешным, а проще говоря – «халява». Впрочем, в то время халява была в крови у каждого человека, рожденного в эпоху строительства коммунизма
Изначально структура МММ была создана и зарегистрирована в 1989 году. И основали ее три человека, главным вдохновителем и организатором компании стал Сергей Мавроди, его родной брат Вячеслав и его первая жена – Ольга Мельникова. Аббревиатура из первых букв их фамилий и стала названием компании – МММ.
Между тем с экранов телевизоров транслировался целый сериал о том, как богатели все те, кто регулярно покупал якобы ценные бумаги этого акционерного общества, а также приводился график, на котором, отмечаясь пунктами, якобы росло их благосостояние, «прирастая» сапогами, шубами, мебелью, автомашинами и прочими предметами и признаками успешной, а также красивой и богатой жизни. Кто же не помнит знаменитый слоган, произнесенный с экрана Леней Голубковым после получения очередных дивидендов: «Пойду, куплю жене сапоги». А после Лени Голубкова появился его брат, которому Леня объяснял за рюмкой, что он «не халявщик, а партнер», одинокая женщина Марина Сергеевна, а также прочие персонажи этой рекламной мыльной оперы, которую каждый день транслировали по всем телеканалам для зрителей. А люди верили и вкладывали свои кровные средства в ничем не обеспеченную финансовую пирамиду, обогащая мошенников.
Сначала в продажу поступили акции МММ номиналов 1000 рублей. Потом были введены в оборот билеты этой структуры, формально не являющиеся ценными. И стоил каждый из них одну сотую цены акции – фактически 10 рублей. Он, собственно, и был визуально похож на бывший советский червонец. Сделано это было для того, чтобы вывести эти «фантики», как их стали называть граждане, из-под действия закона о ценных бумагах. В результате, таких билетов было произведено и реализовано более 10 миллионов. Так и стала процветать финансовая пирамида МММ, охватившая в конечном счете всю страну и разорившая миллионы наших соотечественников.
«Финансовые пирамиды – это весьма давнее явление на планете, – говорит эксперт РАНХиГС историк Сыдып Бальдруев. – Рецепт любой пирамиды прост: нужно пообещать огромные прибыли, сделать мощнейшую рекламу и раздать часть денег в начале, причем весьма щедро. И – вуаля, пирамида готова! Персона Мавроди стала весьма известной и даже ушла в фольклор лишь потому, что «МММ» была одной из первых и наиболее крупных пирамид на территории бывшего СССР. Стоит отметить, что Мавроди являлся для того времени хорошим маркетологом и талантливым рекламистом, который сумел достучаться до огромного количества людей, используя образ своего рекламного героя Лени Голубкова с его простыми стремлениями (купил жене сапоги, потом куплю машину)».
«Также стоит отметить, что, каким бы ни был дерзким, харизматичным мошенником основатель пирамиды, без второго партнера – а именно вкладчика – ничего бы не получилось, – говорит экономист, управляющий партнер проп-трейдинговой компании «Vataga» Евгений Васеев. – По большому счету эти люди достойны друг друга, ибо, как правило, здравомыслящие граждане на такое не подпишутся. Соответственно, психология вкладчика базируется во многом на желании получить много, ничего при этом не делая, либо на наивности и чрезмерной простоте».
Наивность людей удивляет и поражает: даже после того, как МММ закрыли, а ее организаторов посадили, простые граждане продолжили вкладывать в активы этой структуры, одновременно выходя на митинги в защиту Сергея Мавроди и его последователей. Последний же, поняв, что ему по сути ничего не грозит, перенес свои преступные действия в интернет и продолжил продвигать свое детище в разных финансовых воплощениях вплоть до собственного ухода в мир иной. Но, как оказалось, дело Мавроди живет и процветает и по сей день. Самое лучшее доказательство этого – финансовая пирамида «Финико», организованная Кириллом Дорониным. Последний, так и не признал своей вины и даже после возбуждения против него уголовного дела его фирма продолжала работать. В общей сложности эта мошенническая структура, как выяснилось, собрала, по самым скромным подсчетам, от 3 до 7 миллиардов рублей, обманув миллионы людей.
В общем, пока существует категория граждан, которые сами рады обманываться, предложения подобных пирамид и их организация будут всегда в избытке. При этом мошенники найдут лазейку в законе, чтобы создать очередную преступную структуру для обмана людей. Словом, как поется в известной песенке: «На дурака не нужен нож. Ему покажешь медный грош – и делай с ним что хошь!».