Одномерная женственность: что внушают принцессы Disney нашим детям

Совершенно чудесное оно чаще других употребляется по отношению к ребенку женского пола. Как ласковое обращение использование этой лексемы имеет место быть без дополнительных условий или сравнений. Но если родитель или другой взрослый человек по отношению к девочке произносит фразы наподобие «скушай яблочко, ведь ты принцесса» или «если ты наденешь это пышное платьице, то будешь как принцесса», то возникает ситуация, при которой ребенок начинает воспринимать образ принцессы как идеал женственности, к которому надо стремиться. Казалось бы, ну и что здесь такого: ровняться на красивую и добрую девушку это похвальное занятие, но не все так однозначно.

Одномерная женственность: что внушают принцессы Disney нашим детям
© Слово и Дело

В начале было слово, и это слово – принцесса

Принцессу как массовый культурный феномен нам подарил Disney в 30-е гг. ХХ века: именно тогда кинокорпорация короновала первую красивую девушку и выпустила мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Последующие пять принцесс – Золушка, Аврора, Ариэль, Белль, Жасмин – также были мультиплицированы на основе сказочных сюжетов, большая часть из которых была воспроизведена еще в начале XIX века писателями из разных стран. Важным является то обстоятельство, что изначальные авторы этих сказок неизвестны, они имели «бродячий» характер и передавались из уст в уста. Такой вид фольклора будучи формой коллективного опыта закреплялся временем и культурой, бессознательно принимался всеми людьми, становился универсальным.

Мультфильмы Disney, которые активно начали появляться на DVD-дисках в начале 2000-х, по сути, лишь актуализировали архетип принцессы, знакомый многим поколениям. Но проблема состояла в том, что придуманные во времена, когда единственным вариантом «карьерного роста» для девушки было вхождение в королевскую или царскую семью, сказки не отражали реального положения дел. Так, в начале нашего столетия большая часть государств было светского вида, жительницы которых уже не сталкивались с агрессивной экономической или образовательной изоляцией.

«Пузырь принцессы»

Этот термин мы позаимствовали у Аманды Резерфорд и Сары Бейкер из Оклендского технологического университета, расположенного в Новой Зеландии, которые в весеннем исследовании рассказали о том, что Disney своими фильмами формирует неправильное представление об идеальной красоте как единственного и верного пути достижения успеха в случае с девушкой.

Физические атрибуты принцесс франшизы достаточно очевидны: юный возраст, густые и длинные волос, белая кожа (Жасмин с каждой частью «Алладина» становится светлее, а Тиана сменила афроамерикакнский цвет кожи на загар в фильме про Ральфа), преимущественно голубые глаза, длинные ресницы и большие зрачки и радужки, непропорциональная фигура, которая выражается в длинной шее, пышном бюсте и узкой талии с щиколотками. Можно заметить, что воссоздается идеал европеоидной внешности, но это отдельная тема для «пинания» Disney. Поразительная внешность помогает девушкам завоевывать сердца принцев, провоцировать в них любовь с первого взгляда. Так, к примеру, Золушка и Белоснежка не произносят и слова прежде, чем мужчины осознают чувство влюбленности в себе. При этом контрастные персонажи, будь то двоюродные сестры или девушки из деревни, также сильно желающие счастья, представлены в фильмах с некоторыми изъянами во внешности, за что вынуждены нести бремя неудачниц и одиночек.

С реализации «Покахонтас» Disney, вероятно, планировал отойти от «пузыря» совершенства и излишне пассивной позиции главных героинь: отныне в мультфильмах появлялись только отважные, решительные, жертвенные принцессы.

В каждой сказке есть свой архетипический сюжет, и каждая принцесса она разная: у нее есть свой вызов, в результате преодоление которого она должна усвоить какой-то урок. Если урок понят, то девушка получает все блага жизни: свободу, принца, замок. Объединять все сказки архетипом принцессы я бы не стала, — поделилась с редакцией детский психолог Екатерина Вахрушева.

Конечно, девушки в поведении и речи которых можно распознать лидеров – лучше, чем традиционный Disney. Особенно прогрессивным детищем, в этом смысле, можно считать Моану, во внешних чертах которой есть доля реализма, а в действиях – отсутствует цель найти любовь всей жизни, и двух сестер из «Холодного сердца», представляющих новую волну женственности – инновационное лидерство. Правда, все эти девушки лишь частично признаны принцессами медиаконгломерата Дисней.

Стремление компании поменять параметры женской идентичности иллюзорно. На самом деле, красота из сюжета в сюжет остается мерой всех вещей. Возьмем, Мериду из «Храброго сердца», которая при всем своем свободолюбии подчиняется стандартам к внешнему виду, которые декларирует ей мать. Или Рапунцель, которая вызывает ажиотаж лишь из-за своих волос омолаживающего действия. Фактически, Disney остается верен своей версии женской жизни: хорошенькая внешность и безграничная доброта – вот два столпа женственности, и они же гаранты счастья для любой девушки.

Сказки не объясняют многие моменты, с которыми девочка, девушка, женщина сталкиваются во время своей жизни. То есть эти повествования упрощены не только в описании внешнего вида, но и по своему содержанию. Это, в чистом виде, романтизация жизни. Еще один момент – все эти сказки и мультфильмы созданы мужчинами. Мы сейчас говорим особенно про поствоенное время, когда женщины без отцов воспитывали мальчиков. А эти мальчики, жившие в культуре инфантильности, перенесли в свою работу соответствующие ценности: женщина – это пассивное существо, которое должное ждать счастья с неба, — прокомментировала специально для «Слово и Дело» журналист и мать трехлетней дочки Олеся Рябцева.

Это мнение подтверждает и исследование, на которое мы ранее ссылались: принцессы «созданы по образу окончательной мужской фантазии, где повышенное внимание уделяется девственному виду, за которым следуют идеальное крошечное тело и способность следовать основным инструкциям».

Командный дух

У поколения миллениалов не было альтернатив в выборе того, что им смотреть. Сегодня у девочек дошкольного и школьного возраста вариантов огромное количество, но чаще всего они отдают свое предпочтение мультфильмам, повествующим о компании супергероинь, которые несмотря на обладание некоторыми маскулинными чертами, ставят на кон спасение мира парням, маникюру, одежде. Примеры – «Тотали Спайс», «Братц», «Леди Баг и Суперкот», «Сказочный патруль», «Клуб Винкс: школа волшебниц». Интересно, что самыми популярными среди российской аудитории девочек до 12 лет являются такие мультсериалы, как «Царевны», «Девчонки-супергерои» от DC и «My little pony». В этих лентах наблюдается абсолютный гендерный дисбаланс по персонажам в сторону представительниц женского пола. Оба сериала рассказывают о самодостаточных героинях, которых не интересует вопрос любви или замужества.

Массовый сдвиг от парадигмы прямой гендерной роли происходит и в студиях Disney. Достаточно вспомнить мартовскую премьеру «Райя и последний дракон», в котором главная героиня – потомственная хранительница жемчужины дракона и воин с самого рождения. Несмотря на привлекательный внешний вид Райи, безупречная красота как ранее главенствующий код в смысловом поле мультипликации для девочек смещен представлением о девушке как свободной личности, которая самостоятельно может определять собственные границы. Тиражирование образа девушки как «трофейной жены» также практически сведено на нет – теперь он может заходить на поле «мужской» деятельности. Сразу на ум приходит еще один диснеевский мультфильм «Ральф против интернета», в котором принцессы спрашивают у Ванилопы: «Про тебя тоже думают, что все в твоей жизни наладится, стоит в ней появится мужчине?», а она отвечает:«Фу, какой бред». 

Новая женственность

Как нам кажется, это не совокупность определенных кодов, которые на данный момент отражаются в массовой культуре потому, что в ней циркулирует слишком много разнообразных образов: мода на естественную красоту и на вторжение в свое тело, проявление слабости или силы, дети и карьера как высшая цель самореализации, равноправие и феминизм и т д. В таких обстоятельствах неправильно ассоциировать себя с какой-то «картинкой» из поп-культуры.

«Немножко такое медитативно-йогическое сознание – находить истину в самом себе и не адаптироваться под какой-то образ. А если и брать кого-то в качестве примера успеха, но не красоты, то живого человека. Новая этика сейчас основана на самоощущениях, на чувственных сторонах, на ментальном здоровье, эмпатии. Например, Бритни Спирс переосмыслена в этом плане. Образ, который был в 90-е гг: она сбривала волосы, худела, пела про то, что другие пели - тогда все говорили, что она сумасшедшая. Сейчас к ней относятся совсем иначе. Взять это же движение «Свободу Бритни»: оно про вот это сочувствие и про, чтобы разглядеть в человеке самого человека, а не то, как он соответствует или не соответствует моде.

На примере образов диснеевских принцесс можно проследить трансформацию взглядов на женственность, которая до сих пор продолжается. В этом смысле интересны работа дизайнера Ануши Сайед, которая в своих иллюстрациях воссоздала принцесс как современных девушек XXI века, реалистичные графические изображения художника под ником Toyboyfan, бодипозитивные версии героинь художницы Кристал Уолтер.

Как вывести девочку из мира рекламы и культуры тела

Чрезвычайная популярность мультфильмов про принцесс сделала из Disney корпорацию, которая расширила сферу своей деятельности до разработки игрового сегмента, создания собственного потокового канала и сети тематических парков, производства товаров для детского досуга.

Disney находит уловки как влиять на детей. Это коммерческая история, а не история про проповедь. А у родителей не срабатывает момент осознанности, включения, чтобы детей чему-то другому учить. Они на автомате покупают то, что просит их ребенок», — объясняет Олеся Рябцева.

Более того, девочки до сих пор с обожанием смотрят на Золушку и Белль, выпрашивают у родителей модернизированных барби под названием LOL.

Оба эксперта сошлись во мнении, что для того, чтобы у девочки была нормальная самооценка, отсутствовали РПП или мысли о самобичевании, необходимы доверительные отношения в семье. В первую очередь, это касается связи «дочки-матери», когда мама становится ближайшим другом и ориентиром успешной женщины. Важно понимать, что когда девочка подойдет к переходному периоду, она еще больше будет подвергнута воздействию идеальных образов, только уже из соцсетей.

Я миллениал, который родился в 90-х. И у меня с друзьями есть шутка на тему того, что мы научились на ошибках наших родителей, и наших детей теперь воспитываем совершенно иначе. Например, я своей дочке не читаю книжки и не показываю мультики про принцесс, потому что считаю, что это ересь. Многие знакомые либо не читают классические сказки, либо их как-то переделывают, либо объясняют ребенку, что данная героиня не может быть примером идеального поведения, ролевой моделью, — поделилась журналист Олеся Рябцева.

Если мы говорим о том, чтобы дети развивались соответственно своему природному началу, я бы на месте родителей внимательно относилась к образам, которые транслируются в кинематографе, постаралась бы ограничить их, - прокомментировала детский психолог Екатерина Вахрушева.

Для того чтобы самоидентификация у взрослеющей девочки проходила без кризисов, необходимо проговаривать с ней все женские образы, которые демонстрируются в массовой культуре, выявлять стереотипы, устно или в виде творчества на материальных носителях предлагать новые правила, с помощью которых можно было бы создать более правдоподобный и многоплановый образ женщины.

Это интересно: Мужское/женское: есть ли у спорта гендерная принадлежность