Войти в почту

Душещипательная история о смертоносной любви: фильм «Аннетт»

12 августа в российский кинопрокат выходит трагический мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях. Фильм был представлен на Каннском кинофестивале и получил приз за лучшую режиссуру. Последний раз Леоса заявлялся в Каннах 10 лет назад с картиной «Корпорация "Святые моторы"». Сюжет был странный и непонятный, «Аннетт» в этом смысле получилась намного приземлённее, хотя и в ней хватает неординарных и сложных психологических моментов. Сценарий к фильму написали музыканты Рон и Рассел Мэйл, известные как группа Sparks.

Душещипательная история о смертоносной любви: фильм «Аннетт»
© Mainstyle

В центре сюжета — успешный стендап-комик по имени Генри Макгенри и его жена — оперная певица с мировым именем по имени Анна. Её героиню регулярно убивают на сцене в тех постановках, в которых она принимает участие. Супруги живут душа в душу, и вот у Анны и Генри рождается очаровательная малышка Аннетт. Девочка обладает исключительным талантом и кардинально меняет привычный уклад жизни родителей. После появления Аннетт героев ещё сильнее захватывают чувства. При этом в фильме преобладает достаточно гнетущая атмосфера, поэтому с самого начала становится понятно, что хэппи-энда не будет. Песни будут проноситься достаточно ненавязчиво, не как, например, в «Ла-Ла Ленде». Музыкальный стиль группы Sparks виден сразу, пусть он и разбавляется классическими композициями. Здесь можно услышать рок, оперу, рэп, различные звуки и шумы.

Почему мюзикл

Леос Каракс говорит: «В молодости я не смотрел много мюзиклов. Я помню, как смотрел „Призрак Рая” Брайана де Пальмы, примерно в то же время, когда я открыл для себя Sparks. Позже я посмотрел американские, русские и индийские мюзиклы. И, конечно же, фильмы Жака Деми. Мюзиклы придают кино новое измерение — почти буквально: вы есть время, пространство и музыка. И они несут потрясающую свободу. Вы можете снять сцену, следуя музыкальному руководству или идя против музыки. Вы можете смешивать всевозможные противоречивые эмоции способом, который невозможен в фильмах, где люди не поют и не танцуют. Вы можете быть гротескным и одновременно глубоким».

Адам Драйвер, актёр, исполняющий роль Генри, выживает из своего героя максимум, не жалеет себя и делает это с превеликим удовольствием. Особенно правдоподобно Адам изображает ненависть к себе. Анна же более мягкий, обожествлённый персонаж, который по мере развития сюжета угасает и умирает. Генри сходит с ума от несчастья, ему приходится воспитывать ребёнка в одиночестве, но сделать это довольно сложно, особенно когда изнутри тебя грызут демоны. Герой не раз будет задаваться вопросом:

«Почему женщины его любят, в то время как он сам себя ненавидит?». Леон Каркс: «Смех становится вопросом жизни и смерти. Нам нужно было придумать два совершенно разных шоу, которые вписывались бы в повествование. Это была тяжёлая работа. И поскольку сначала мы хотели, чтобы все пели, это означало, что нужно было написать стенд-ап в текстах песен. Это должно было быть так смешно, как ни у одного другого комика никогда не было. Я не мог найти способ сделать это. И вот однажды я подумал: может Генри не всегда нужно петь, он может переходить от пения к разговору и пантомиме».

Деревянная кукла вместо ребёнка

Интересная задумка Леоса Каракса изобразить ребёнка Генри и Анны в виде деревянной куклы. Приём крайне необычный и может вызвать негодование у многих зрителей. При этом Аннетт двигается, разговаривает, поёт — одним словом живёт. Непривычно наблюдать, как живые персонажи с особым трепетом и нежностью возятся с куклой. Выглядит это местами жутко, пусть кукла и не похожа на персонажа фильмов ужасов про Анабель.

Что ещё страшнее — Генри убивает Анну. Причём он этого хочет и планирует, и потом шутит на сцене, что сегодня утром защекотал свою жену до смерти. Это была ошибка... Нет, он не серийный маньяк-убийца, которому в радость смотреть, как мучается его жертва, Генри убивает супругу случайно. Тема харассмента и абьюзерства в фильме проходят очень тонко, но они видны зрителю невооружённым глазом.

Марион Котийяр: «Когда я получила сценарий, я уже знала, что фильм будет полностью спет, а повествование состоит только из песен. Я уже была продана, так сказать. Я чувствовала себя таким счастливчиком, что смогу приложить руку к этому произведению. Затем меня полностью захватил сценарий, это было связано с воодушевляющей музыкальной составляющей и глубочайшей тьмой замысла этого мюзикла. Съёмка была особенно сложной, потому что Леос стремился к тому, чтобы все песни исполнялись вживую. В большинстве традиционных мюзиклов вы записываете песни на этапе подготовки, а затем синхронизируете губы на съёмочной площадке. Но в этом проекте Леос хотел, чтобы всё было вживую. Это сделало съёмку ещё более сложной».

Отголоски прошлого

И да, «Аннетт» — отчасти автобиография самого Леоса Каракса. Он не хотел браться за съёмки, поскольку видел в сценарии отголоски своего прошлого. Режиссёр многие годы не может простить себя за смерть своей музы, Екатерины Голубевой, которая погибла при невыясненных обстоятельствах в 2011 году. Леос долгое время не мог принять свою дочь, ведь она была невероятно похожа на Екатерину, поэтому видит её в виде деревянной куклы:

«Мне сразу понравились песни. Я чувствовал себя счастливым и благодарным. Но сначала я сказал им, что не могу снимать эту картину. У меня были личные переживания. У меня маленькая дочь, ей тогда было 9 лет. И хотя братья ничего не знали о моей жизни (я думаю), кое-что было в сюжете, что могло её расстроить. И действительно ли я хотел снять фильм о таком "плохом отце" в это время моей жизни? Но пока я слушал песни снова и снова, она тоже начала их любить. И я сказал "да"».

В финале Каракс, видимо, чтобы наказать себя хотя бы на экране, гримирует Драйвера под самого себя и сажает в тюрьму. Здесь Аннетт, которая до этого была деревянной, вдруг становится живой и заявляет отцу, что он никогда не сможет её полюбить, потому что она слишком сильно напоминает ему об Анне, которую Генри уже никогда не сможет обнять.

Леон Каракс: «За несколько лет до того, как мы, наконец, сняли Аннетт, я встретился с Марион. С тех пор я не питал особых надежд, по какой-то причине я думал, что мы не сможем работать вместе. Поэтому я был удивлён, что она мне очень сильно понравилась, и я поверил в неё ради Энн. Но была, конечно, проблема: Марион была беременна, поэтому не могла принимать участие в съёмках, когда мы должны были начать. Но фильм всё равно откладывался, потому что, как всегда, финансирование и производство были в полном беспорядке. Мне пришлось трижды менять продюсеров. Поэтому два года спустя я снова предложил роль Марион, и мы с Адамом были очень рады, когда она сказала: "Да". Во время съёмок я чувствовал, да и сейчас чувствую огромную благодарность за то, что она привнесла в фильм. Марион обладает грацией и загадочностью актрисы немого кино. Я бы хотел снимать её больше».

Фильм «Аннетт» — очень трогательный, где-то интимный, сложный и неоднозначный. Он не оставляет равнодушным — это точно. Узнать в себе главного героя может каждый, кто хотя бы раз испытывал очень сильную любовь, которая, кажется, убивает изнутри. Актёры играют очень убедительно, будто сами переживали подобные трагедии в своей жизни. Правда, девочка-марионетка может напугать, но и к ней привыкаешь постепенно. Премьера в России — 12 августа.

Источник фото: Planeta Inform

Всё самое интересное от Mainstyle в разделе ТОП-10