Власть взялась за бомжей

В июле вице-премьер РФ Татьяна Голикова раздала множество поручений, связанных с улучшением жизни бомжей. К примеру, Минтруд и МВД должны уточнить понятие "лицо без определенного места жительства" и создать реестр таких граждан, Минздрав займется вопросами, связанными с медицинской помощью, и так далее.

Власть взялась за бомжей
© Уралинформбюро

Корреспондент "Уралинформбюро" обсудил инициативы с руководителем благотворительной общественной организации "Ночлежка" Григорием Свердлиным, который лоббировал большинство поручений, озвученных Голиковой.

– Вы довольны озвученными указаниями?

– Заседание, которое состоялось в Совете при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, инициировала "Ночлежка". Мы давно добивались, чтобы именно на этой площадке прошло обсуждение вопроса помощи бездомным. Как это ни странно, ни разу в российской истории на таком уровне эту проблему не обсуждали. Конечно, от итогов заседания нам хотелось большего, но и среди озвученного есть важные вещи. Другое дело, что надо смотреть, как все это будет реализовано. По некоторым поручениям срок – конец октября, по другим – конец ноября, так что к концу осени будет ясно, сделают что-то в этот раз или получим очередной ответ в духе: "Вопрос рассмотрен. Нецелесообразно этим заниматься".

Фото: Григорий Свердлин/facebook.com

– Для чего создавать реестр бездомных? Какую задачу он решит?

– Я, честно, не верю, что он будет создан, и не считаю, что этот реестр нужен. Это тот пункт, который предлагали не мы. Но похожая инициатива "Ночлежки" в поручении фигурирует и связана она со статистикой бездомных. Если во многих европейских странах государство знает, сколько людей нуждаются в помощи с точностью до человека и может нормально планировать помощь, то в России оценки разнятся на несколько порядков. Кто-то говорит, что у нас на всю страну 10 тысяч бездомных, кто-то – что 3 миллиона. С точки зрения "Ночлежки", реальная цифра где-то 800 тысяч. Но все равно это некое предположение, и, по-хорошему, нужно проводить специальные мероприятия, чтобы переписать бездомных.

– Какие еще поручения Голиковой вы бы выделили?

– Вопрос медицинской помощи. Сейчас бездомные, по сути, могут рассчитывать только на неотложную медицинскую помощь – то есть только в том случае, когда существует угроза жизни. И после, например, ампутации, связанной с обморожением, человека выписывают, по факту, на улицу. Ему негде долечиваться, негде делать перевязки, а больница не может его у себя оставлять из-за своих внутренних регламентов.

– А были важные инициативы, которые вы предлагали, но в итоговый список поручений они не вошли?

– Да, например, мы предлагали создать межведомственную рабочую группу, куда бы вошли представители Минздрава, МВД, Минтруда и других министерств, чтобы оперативно рассматривать проблемы, связанные с помощью бездомным. Такая группа нужна, поскольку многие вопросы зачастую находятся на стыке работы разных министерств и "футболятся" от одного к другому. Сейчас, странным образом, темой бездомных не занимается ни одно министерство, поэтому надеемся, что подобная группа будет создана в дальнейшем.

– Много негативных отзывов у людей вызывала инициатива дать возможность бездомным вставать в очередь на социальное жилье…

– Большинство недовольных – люди, которые совсем не разбираются в теме. Речь идет не о том, что какие-то новые люди будут претендовать на социальное жилье. Просто сейчас, согласно закону, вставать в эту очередь можно только по месту последней регистрации. А если у вас нет регистрации, то вы не можете встать в очередь, даже если признаны нуждающимися.

Предположим, вы – мать с тремя детьми, у которой сгорел дом и не подлежит восстановлению. Вам, по всем законам человеческим и божеским, положена какая-то квартира от государства. Но если мать с тремя детьми не может документами доказать, что она была здесь зарегистрирована, то ее не поставят в очередь.

Речь идет о том, чтобы у нее все-таки была возможность претендовать на социальное жилье, а не о том, чтобы выдать бездомным по трехкомнатной квартире.

– В народе бытует мнение, что помогать бездомным не надо, иначе они могут обнаглеть. Как относитесь к таким утверждениям?

– Как профессионал – знаю, что это полная ерунда. Другое дело, как организована эта помощь. Конечно, если вы создаете приют, а потом разрешаете в нем бессрочно жить, выпивать, короче – сесть вам на шею, то найдутся люди, которые этим воспользуются. Среди бездомных такое же количество людей ленивых, как и среди домашних. Я не идеализирую их, но и не принижаю.

Помощь должна быть организована профессионально. Скажем, в приютах "Ночлежки" люди не могут пить, а принимая нового бездомного, мы проговариваем с соцработником срок его заселения и что будет сделано за это время. Очень важно выстаивать профессионально эту благотворительную помощь. И мировая практика не подтверждает, что кто-то может обнаглеть, если на улицах раздают еду или дают возможность постирать вещи.

Олег ЕСАУЛКОВ