Можно ли считать фильм «Зайчик» Леонида Быкова личной исповедью? Правила жизни знаменитого режиссера
Леонид Быков, несомненно, был одним из самых талантливых и продуктивных деятелей искусства прошлого века. Выпускник театрального института, с детства мечтавший стать летчиком, воплощал свои несбывшиеся грезы о небе на экране. Быкова не приняли в летное училище, зато кинематографическая сфера радушно открыла свои двери юному таланту: он выступил в качестве актера и режиссера во множестве фильмов, а в некоторых он даже выполнял две функции одновременно. Например, Быков перевоплощался в героев своих же картин «В бой идут одни «старики»», «Аты-баты, шли солдаты…». Фильмы о войне были страстью Быкова, особенно он любил сцены с самолетами: вот тут-то он чувствовал себя на своем месте.
Однако есть в карьере выдающего творца одна непохожая ни на что картина о молодом парне-театрале, который за короткое время становится совершенно другим человеком. Это фильм «Зайчик» – Быков здесь и режиссер, и главный герой. Фильм вышел на экраны в 1964 году, причем это была первая самостоятельная работа Быкова как режиссера. Позже критики будут раздумывать, был ли Лев Зайчик всего лишь очередным амплуа Быкова или же их связывает некое душевное родство – и об этом-то, то есть в первую очередь о себе, нам и хотел рассказать артист. Впрочем, судить об этом могли лишь люди, которые хорошо знали Быкова. Действительно: дочь Марьяна после смерти отца вспоминала, что переезд в Ленинград дался режиссеру нелегко, а смену киностудии он считал ошибкой. Для нового коллектива он был слишком прямолинейным и не стесняющимся в высказывании своего мнения. Ему даже не выделили кабинет: знаменитый режиссер работал в коридоре под пальмой, кашпо которой служило другим театралам пепельницей. Тем не менее в фильме «Зайчик» главный герой изначально скромный и тихий, но, узнав о своей скорой смерти, он решает жить по-новому. Он больше не дает себя в обиду, не мирится с хамством и всегда заступается за друзей.
Как Льву Зайчику удалось стать другим человеком? Смотрите фильм «Зайчик» в 7:10 в субботу, 14 августа на телеканале «МИР».
Был ли сам Леонид Быков «Зайчиком»? Рассказываем вам правила жизни выдающего советского режиссера.
Кадр из фильма «Зайчик», 1964, Леонид Быков, «Ленфильм»
Если не можешь летать – придумай свое небо
Леонид Быков с самого раннего детства грезил о небе. Он мечтал стать летчиком, смотреть на все с высоты и защищать родину с воздуха. Эта мечта полностью поглотила его. Еще у себя на родине в селе Знаменка Донецкой области юный Быков начал путь к своей цели. Он занимался дельтопланеризмом, много читал о летчиках, а любимым среди них был Черных – его мальчик Леня всегда особенно выделял в школьных сочинениях. Все детство будущего режиссера прошло «в небе», он ни на минуту не сомневался, что это его истинная страсть.
Однако судьба распорядилась иначе: на войну мальчик «не успел», а в летное училище его не приняли. Потом Быков пробует снова, но снова неудача – проучившись год, юноша покинул заведение. Война закончилась, класс расформирован. Тогда небесное полотно Быков решает заменить белым полотном киноэкрана. Еще с детства он любил сцену и театр, поэтому думал недолго и направился покорять театральные училища.
В Киеве не повезло, в Харькове приняли, там и остался. Кино и театр были второй страстью Быкова, с детства он был запевалой и главным актером в школьных постановках, а также просто весельчаком, поэтому в новой профессии он чувствовал себя вполне комфортно. А позже, став уже самостоятельным сценаристом и режиссером, Быков, можно сказать, пользовался привилегиями творца – сам создавал небо, о котором так мечтал, но уже в своих кинолентах.
Знай свою «фишку»
Леонид Быков выглядел очень хулиганисто – чернявый и молодой, ему особенно хорошо давались роли громкоголосых сорванцов-непосед. Быков отчасти и в самом деле был таким, но на сцене немного «подсветить» свои качества зазорным не считалось. Вооружившись фразочкой «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползет – и ничего с ним не случится!», актер в образе удалого парнишки Максима Перепелицы (в одноименном фильме) надолго запомнился публике. Немного ранее на парня обращают внимание и режиссеры, Быков исполняет несколько эпизодических ролей и попадает «в картотеку» – список возможных талантов. В него поверили и даже решили, что у актера есть своя «фишка».
Кадр из фильма «Зайчик», 1964, Леонид Быков, «Ленфильм»
Нельзя зацикливаться на одном образе
Быкова ждал ошеломительный успех всего после пары ролей. Народ быстро полюбил «Максима Перепелицу» и следующий фильм «Добровольцы», а вместе с ними ранее неизвестного актера Леонида Быкова. Только вот самого актера такое положение дел не очень радовало. Дело в том, что окликали его теперь исключительно именами сыгранных персонажей: «Максим» или «Мокин». Режиссер стал чувствовать, что ему уже тесно в этих образах и в этом городе. Нельзя продолжать идти по тому же пути, еще более страшно останавливаться. И вот как раз к этому моменту Быкова зовут на работу в Ленинград, он немедленно решает переехать и начать трудиться на «Ленфильме» уже в качестве режиссера. Там-то и состоялись показы его дебютных короткометражек, а также проходили встречи с другими режиссерами и литераторами. А позже Быков снял фильм «Зайчик». Картина, однако, была остро раскритикована – говорили, мол, она ничем не отличается от большинства подобных, герои блеклые и немотивированные. Леонид воспринял высказывания критиков очень близко к сердцу, что привело его к инфаркту.
Пробуй все новое
Прославившись как комедийный актер, Быков не желал надолго задерживаться в образе хулиганистого шутника. Ему было любопытно «пощупать» профессию с разных сторон. Он пробовал себя в режиссуре и снова вставал по ту сторону камеры. Сменить амплуа помогли картины «Майские звезды» и «Чужая родня». Его даже пригласили в «Шинель» Алексея Баталова по произведению Николая Гоголя – это была просто величайшая мечта для любого актера тех лет. Но Быкова не отпустили в театре. Однако успех таки дошел до него: на весь Советский Союз прогремела военная драма «В бой идут одни «старики»» (ее Быков снял по собственному сценарию), а позднее – еще одна военная лента «Аты-баты, шли солдаты…».
Примечательно, что своим трудом Быков поднял на новый уровень не только советский кинематограф, но и его работников. Рассказывают, что благодаря режиссеру киноредакторы стали зарабатывать хорошие деньги. В советские годы этот труд оценивался очень низко. В отличие от своих коллег актеров, операторов, и прочих создателей, редакторы получали копейки. Быков считал такое положение дел крайне несправедливым, поэтому лично выписывал литературным сотрудникам дополнительное жалованье. Традиция эта укрепилась – примеру Быкова последовали и другие советские режиссеры. Кроме работы с картинкой и образами, режиссер решился на смелый музыкальный шаг: наравне со всеми своими актерами он сам исполнял свои партии в фильмах. Он считал это честным, более того, ему попросту было занятно проявлять себя в самых разных качествах.
Поработав с военной тематикой, Быков вновь решается на режиссерский эксперимент. В 1978 году он вдохновляется книгой Евгения Шатько «Пришелец-73» и приступает к съемкам фильма «Пришелец». Он хотел сыграть инопланетянина Глоуза. Однако Быкову было не суждено закончить работу над фильмом – 11 апреля 1979 года в возрасте 50 лет актер трагически погиб. «Пришельца» передают в руки Бориса Ивченко и переименовывают в «Звездную командировку». В прокате фильм особого успеха не добился.