Рецензия на фильм "Главный герой" с Райаном Рейнольдсом, Джоди Комер и Тайкой Вайтити
Добродушный Парень (Райан Рейнольдс) — простой банковский служащий из мегаполиса Фри-сити, чьи обитатели делятся на две категории. Одни ведут тихую жизнь, где каждый день неотличим от предыдущего: те же действия, те же фразы. Другие (их можно распознать по темным очкам и яркому гардеробу) творят, что заблагорассудится: грабят банки и магазины, разъезжают на танках, палят из всех орудий, взрывают все подряд и так далее. Секрет в том, что Фри-сити — это гигантская (и единственная) локация в одноименной онлайн-видеоигре, которую создал эксцентричный геймдизайнер Антуан (Тайка Вайтити). Люди вроде Парня — это местные NPC, неигровые персонажи, служащие массовкой и не обладающие собственной волей. Однако все меняется, когда Парень встречает посреди Фри-сити девушку Милли (Джоди Комер из "Убивая Еву"), влюбляется в нее — и начинает действовать вопреки своему скрипту. Чтобы завоевать расположение дамы сердца, герой решает присоединиться к ее квесту по поиску видеоролика, который докажет, что Антуан украл разработки Милли и ее бывшего партнера Кейса (Джо Кири из "Очень странных дел") — и построил "Free City" на основе чужого труда. Времени, впрочем, в обрез: близится запуск сиквела, и вместе с ним все серверы оригинальной "Free City" отключат навсегда. Один из сценаристов "Главного героя" Зак Пенн за 30-летнюю карьеру успел поработать над экранизациями комиксов Marvel (от вторых "Людей Икс" до первых "Мстителей") и всяким непотребством вроде "Инспектора Гаджета". Но затем, кажется, окончательно нашел себя, решив объединить страсть к кино и геймингу. Сперва он снял документалку "Atari: конец игры" о провале игры по "Инопланетянину" Стивена Спилберга, потом — уже под началом самого Спилберга — шлифовал сценарий "Первому игроку приготовиться". "Главный герой" продолжает этот роман с джойстиком и вместе с тем возвращает Пенна к истокам: в 90-е кинематографист начинал с метакомедии "Последний киногерой". Там подросток оказывался внутри боевика с Арнольдом Шварценеггером, а последний осознавал себя персонажем приключенческого экшена. Словом, все новое — хорошо забытое старое, однако из поговорок тут будет актуальнее "Два часа собирается, два часа умывается, час притирается, сутки одевается": режиссер Шон Леви (его "Ночь в музее" тоже, в общем, про ожившее неживое) впервые прочитал сценарий "Героя" еще лет пять назад, но поначалу не рассмотрел в нем бриллианта. Спустя время постановщик познакомился с Райаном Рейнольдсом, и тот вдруг загорелся проектом. Тогда дело закипело: по словам актера, он не был так вовлечен в работу над лентой со своим участием со времен "Дэдпула". Впрочем, не тут-то было: студию 20th Century Fox стала прибирать к рукам Disney, все снова оказалось на паузе. Съемки начались только через пару месяцев после завершения сделки (зато теперь лента пестрит россыпью остроумных отсылок к "диснеевским" франшизам). Под занавес торжества случился коронавирус — и релиз фильма перенесли еще на год с хвостиком. Так непрошенные проволочки случайно выстроились в еще одну поговорку — семь раз отмерь. За прошедшее время истории про оживший искусственный разум, затеявший революцию, вернулись в повестку масскульта (сериал "Мир Дикого Запада", игра "Детройт: Стать человеком"), а онлайн-мясорубки вроде "PlayerUnknown's Battlegrounds" и "Fortnite" ("Free City", к слову, содержательно больше напоминает "Grand Theft Auto Online") ненадолго стали чуть ли не основным медиумом в энтертейнмент-индустрии. В результате у "Главного героя" все как-то подозрительно хорошо складывается. Это кино про видеоигры, где, о боги, не тошнит от видеоигровых элементов — не подворачивается даже повода для ироничного кринжа (привет третьим "Детям шпионов"). Во всем чувствуется рука увлекающихся и сочувствующих людей — вплоть до Ченнинга Тейтума, танцующего флосс, и вставок с ютьюберами, которые в кои-то веки похожи на всамделишные ютьюбовские ролики (Тимур Бекмамбетов со своим скринлайфом должен обронить пару отеческих слез). Привычно добродушничающему (под конец фильм совсем уж превращается в кисель, ну да бог с ним) Леви в режиссерском кресле противостоит фирменно полоумничающий Рейнольдс в продюсерском; теперь особенно интересно, сколько артисту будет позволено в следующем "Дэдпуле". Вопреки клейму Disney, предполагающему семейную скромность, лента умудряется заразить легким экзистенциальным кризисом (от Парня, словно залипшего на той самой интонации "А большего мне и не надо", порой становится жутковато) и помахать перед носом сенсуализмом для младших классов (звучит что-то вроде противоречащего Декарту: "Я чувствую, следовательно, я существую"). Говоря проще, "Главный герой" способен удивить — это достаточно редкое свойство для крупного студийного проекта с рейтингом PG-13. Не хватает здесь, пожалуй, одного: чтобы Вайтити, чей неповторимый говор безбожно убивается в дубляже, хоть разок поинтересовался, где у него кнопка. Раз уж Marvel и Lucasfilm у Disney уже в кармане, отчего бы не купить Одесскую киностудию.