Рецензия на сериал "Выжившие" от Бориса Хлебникова и Романа Волобуева

Львиную долю населения провинциального российского городка, где все и так не слава богу, выкашивает неизвестный вирус. Спустя время выжившие обнаруживают, что у инфекции есть побочный эффект: если человек спит дольше двух часов, он рискует не очнуться и впасть в кому. Городок переходит на режим сурвайвала: границу охраняет армия, продовольствие выдают по талонам, воды и света нет, активизируются бандитские группировки. Несколько героев собираются вместе, чтобы выбраться за оцепление и найти таинственный Институт, где якобы разрабатывают лекарство от новой заразы. "Выжившие" — сериал в завидном положении. Про успех пока рано, но коронавирусный фон и эхо шума от "Эпидемии" должны оказать шоу хоть какую-то услугу. Как минимум это шанс примирить фанатов и порицателей сериала от Premier: все та же постапокалиптика в милых патриотическому сердцу пейзажах, только без раздражающей московской оптики. За русскую буржуазию, которую вышвырнуло из столичной роскоши, не то чтобы сильно болела душа; теперь отправной точкой становится неназванная провинция (на самом деле в кадре Челябинская область), а объектив рассматривает выборку поинтереснее. Учительница младших классов (Валентина Лукащук), прошедший Сирию чоповец (Артур Смольянинов) и его маленькая дочь (Виталия Корниенко), пациент психиатрической клиники (Алексей Филимонов) и его лечащая врач (Анна Слю). Осенью 2019 года, когда мы жили в другом мире, только стартовавшая "Эпидемия" казалась простым жанровым упражнением без особого подтекста (кадры, позаимствованные из репортажей с протестных акций, не сильно помогали делу). "Выжившие" — осознанно или нет — выглядят более актуальным сообщением: не столько из-за занимательной вирусологии (все придумывалось, как водится, до пандемии), сколько из-за удушающего чувства изолированности, резонирующего с нынешним днем (кажется, новости об очередном отъезде из России поступают минимум раз в неделю). Благодарить (ну или сажать) за это нужно, по всей видимости, Романа Волобуева и Елену Ванину ("Последний министр", "Просто представь, что мы знаем"), которые шлифовали диалоги в уже готовом сценарии, — параллельно как раз вовсю шел локдаун и сыпались новые впечатления. Вообще живая, незаметно написанная речь — одно из важнейших достоинств "Выживших", и без нее, вероятно, сериал был бы куда тоскливее. Слой волобуевско-ванинского остроумия держит в тепле утомительно-маскулинный милитаризм Александра Лунгина ("Большая поэзия", "Братство") и привычный хлебниковский триллер (темпоритм шоу почти идентичен его "Обычной женщине", разве что с жанровыми оттенками все хитрее: примерно каждые две серии сериал сбрасывает старую шерсть и меняет окрас). Главной, впрочем, удачей "Выживших" кажется герой по фамилии Морозов (Алексей Филимонов из "Девятаева"). Человек с ментальным расстройством, написанный (вроде бы) с необходимыми тактом и деликатностью, — не самый типичный персонаж для российского экрана. Наблюдать за постапокалипсисом его глазами — достаточно удивительный опыт (чаще всего сцены с Морозовым служат отдушиной посреди вечной напряженности шоу: щемящее одиночество и висельный юмор перемежаются цитатами из Линча). Несмотря на все восторги выше, "Выживших" язык не поворачивается назвать идеальными: например, как и "Эпидемия", сериал отказывается что-либо делать со своей патриархальной громоздкостью. К третьему эпизоду из двух героинь, которых можно считать главными, на ногах остается только одна, да и то понижается до статуса безвольной домохозяйки; роль другой (до этого она определяется хэштегами "мать" и "бывшая") вовсе сводится к чужой галлюцинации. В следующих сериях, предположительно, расширится образ докторши в исполнении Анны Слю, пока остающейся в тени, однако это может быть ложный след. Не то чтобы есть отчетливая надежда искоренить сексизм в России хотя бы после конца света - но тем не менее. Как бы то ни было, российские сериалы способны начинать за здравие, а кончать за упокой — равно как и наоборот. Что там на самом деле с "Выжившими", станет понятно только осенью. До тех же пор стоит наладить контакт со Стивеном Кингом — при случае вышлете ему подписку на Okko.

Рецензия на сериал "Выжившие" от Бориса Хлебникова и Романа Волобуева
© Газета.Ru