В каких картинах «Мосфильма» телефон играет главную роль?
Фото: кадр из фильма режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 г. 15 августа День рождения телефонного приветствия «Алло». Праздник неофициальный, но важный. Именно в этот день Томас Эдисон, принимавший участие в создании телефона, предложил в качестве идеального приветствия при общении с абонентом слово «hello» (привет). В России английское обращение трансформировалось в «алло». «Телефон в кино выполняет функцию письма в романе», - рассказывает киновед, жительница Раменок Анна Найденова.- Телефон появился на экране еще в эпоху немого кино, он позволял связать воедино сразу несколько сюжетных линий, сцен и планов фильма. В старых картинах активно применялся сплит-скрин — экран делился на две части, изображающее собеседников, что помогало зрителям понять в каком направлении развивается фабула». «Алло! Галочка? Ты сейчас умрёшь…» Фото: кадр из фильма режиссера Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию 1973 г. В кино звонок по телефону закручивает интригу, становится пружиной действия. Герои лент «Мосфильма» довольно часто пользуются телефоном в кадре, и телефонный аппарат играет не последнюю, а иногда и главную роль в киноповествовании. С телефонного звонка героини фильма « Иван Васильевич меняет профессию», пассии режиссёра Якина, которая радостно сообщает подруге: «Алло! Галочка? Ты сейчас умрёшь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня лететь с ним в Гагры!», события начинают развиваться стремительно в неожиданном направлении. А сама фраза стала крылатой. Фото: кадр из фильма режиссера Аллы Суриковой «Ищите женщину» 1982 г. Главная героиня фильма Аллы Суриковой «Ищите женщину» Алиса Постик (Софико Чиаурели) по профессии телефонистка и потому без телефонной связи жизни себе не представляет, именно телефонный аппарат приводит в движение все сюжетные линии комедии. Все начинается с пересказа подруге по телефону фабулы очередного детективного фильма, а заканчивается обмороком и вызовом полиции. Героиня Софико Чиаурели буквально «висит» на телефоне, что, несомненно, усиливает комизм ситуации. Сила двух копеек Фото: кадр из фильма режиссера Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1964 г. «Личные телефонные аппараты в Советском Союзе имели единицы, их устанавливали людям заслуженным, они были предметами роскоши», - продолжает рассказ Анна Найденова. – В советских фильмах мы чаще видим героев, пользующихся уличными телефонными автоматами, звонок стоил всего 2 копейки, а в экстренные службы был бесплатным. Остекленные будки с телефонами-автоматами можно увидеть в комедии Гайдая «Операция «Ы», в « Карнавале» Татьяны Лиозновой, в фильме Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». По уличному телефону-автомату звонит подруге героиня Натальи Кустинской в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Герой Евгения Стеблова Саша общается с невестой по телефонам – автоматам, установленным в магазинах, его разговоры с любимой привносят в фильм « Я шагаю по Москве» элемент абсурда. «Свет, скажи, а ты меня любишь? Что «да»? «Да» — да, или «да» — нет?» - изводит свою возлюбленную герой Стеблова. В картине «Я шагаю по Москве» мы видим город, комфортный для жизни. Столица 60-ых буквально изобилует телефонными будками – они установлены в универсамах, на улицах, в парках. «Хеллоу! Общежитие слушает» Огромное значение имеет телефон в жизни героини Ирины Муравьевой, Людмилы, в картине «Москва слезам не верит». Предприимчивая девушка из общежития, где телефон один на всех, требует у вахтёрши вернуть в обращение английское «hello» вместо русского «алло», что должно, как ей кажется, повысить ее социальный статус, необходимый для удачного брака . Знаменитая фраза: «Хеллоу! Общежитие слушает» стала крылатой. Произносит ее звезда 30-ых Зоя Федорова. Роль вахтерши общежития оказалась последней в жизни замечательной актрисы. Телефон становится единственной связующей нитью между Москвой и Ленинградом в «Иронии судьбы», он соединяет и одновременно разъединяет влюбленных. По телефону герои фильма выясняют отношения в новогоднюю ночь, не жалея времени и денег, ведь междугородние звонки в 70-е годы нужно было заказывать, ждать, а затем оплачивать. Диагноз по телефону Фото: кадр из фильма режиссера Георгия Данелии «Мимино» 1977 г. В «Мимино» свою коронную фразу: «Ларису Ивановну хочу!» герой Вахтанга Кикабидзе тоже произносит по телефону из гостиничного номера. У телефона в коридоре коммунальной квартиры встречаются, ссорятся и мирятся герои « Покровских ворот», по телефону они назначают свидания, признаются в любви, спорят, выслушивают неприятные сообщения и узнают новости. Именно здесь, у настенного телефонного аппарата, общей собственности жильцов, рождаются остроты, меткие изречения и афоризмы. Телефон в «Покровских воротах» - главный источник информации, он заменяет радио. Голос женщины – хирурга, которую в фильме играет Римма Маркова, ставит диагноз герою ленты Льву Евгеньевичу Хоботову ( Анатолию Равиковичу), как говорят сегодня, дистанционно: «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!». Еще один жилец коммунальной квартиры у « Покровских ворот» , эстрадник -куплетист Аркадий Велюров (Леонид Броневой) , разговаривая по телефону с коллегами по «цеху» ,выносит приговор уже целому поколению: «А кто не пьет? Назови! Нет, я жду!» Посмотреть картины, в которых телефонный аппарат – не предмет интерьера, а полноценный персонаж, можно в онлайн-кинотеатре «Мосфильма». -- Рита Долматова