5 самых безбашенных воинов Средневековья
Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берется, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.
Ричард Львиное Сердце
Бесшабашная храбрость и талант полководца — эти вещи иногда коррелируют, но не всегда. Ричард был отличным воякой, но вот королем — так себе. Рыцарственности, прекраснодушия, отваги — этого всего в нем хватало на десятерых. Ну просто рыцарь из рыцарей! С мозгами было похуже. Ричарда отличали два качества: во-первых, он был жутко упрям, во-вторых — с легкостью менял свои решения, внезапно и безо всякой логики. Сочетание представляете?
Условно говоря, Ричард был бы неплохим капитаном и даже майором, но не генералиссимусом. В юности он прославился как раз военными подвигами. Ну там… мятеж против отца устроил так красиво, что отец, разгромив мятежников, даже прослезился, простил и оставил сыну герцогскую цепь.
Потом, уже под рукой папеньки, Ричард громил других мятежников, взял считавшийся неприступным замок — был красив, рыцарственен, обожаем простым людом и матерью Алиенорой Аквитанской. Стал королем, оттеснив от кормушки других братьев. Все бы хорошо, но Ричард решил, что он, натурально, величайший из воинов, которых носила земля, и, став королем, немедленно бросился отбивать Гроб Господень. Куда-то же надо такую выдающуюся натуру приложить!
Он и приложил. Личная храбрость Ричарда сомнений не вызывала — как и сила. Когда завоевывали Кипр, преграждавший путь к Святой Земле, король дрался в первых рядах. Не просто в первых — он возглавлял строй английских рыцарей, врубался в ряды врагов первым, а уже за ним следовали остальные. Тем не менее, на том же Кипре английская армия увязла на целый месяц. А завоевав его, Ричард продал остров, потому что с деньгами у короны было туго. Вообще совсем — чтобы собраться в поход, бедную Англию пришлось почти обескровить налогами.
Перед сарацинами Ричард выпендривался как мог. Однажды выехал вперед, бросая вызов всему сарацинскому войску. Предсказуемо вернулся со щитом, утыканным стрелами.
Король так лихо сражался, что после боев его сравнивали с подушечкой для булавок, — настолько плотно сидели в нем вражеские стрелы. Даже когда он заболел лихорадкой, его приносили на носилках под стены вражеской крепости и он лежа стрелял из лука.
Увы, отвоевать Иерусалим не удалось. С султаном Салах ад-Дином Ричард заключил мир, так и не вернув Гроб Господень. Но крестоносцы отбили важные города, включая Акру и добились свободы паломничества христиан к своим святыням. Ричард же по пути домой попал в плен к Леопольду Баварскому. Англии пришлось заплатить солидную сумму, чтобы выкупить отважного, но несколько бестолкового монарха.
По возвращении в Англию Ричард также не сумел сидеть спокойно. Он стал воевать с французским королем Филиппом Августом — тот положил глаз на английские владения во Франции и энергично отрезал куски от феодальной державы Ричарда на континенте. Сражались они пять лет, и здесь Ричарду удалось взять верх и заставить бывшего союзника пойти на определенные уступки.
Арудж
Арудж (не путать с Фридрихом) родился на острове Лесбос около 1473 года. В расцвете сил он вступил на борт турецкого пиратского корабля. Вскоре молодой человек уже сам командовал судном. Ему удавалось все, включая неслыханную дерзость — захват двух галер самого папы римского Юлия. Под началом Аруджа вскоре скопился целый флот, который базировался на острове Джербу.
Султан Селим ат-Туми решил использовать это сокровище, чтобы захватить Алжир. Идея оказалась неудачной. То есть Арудж захватил Алжир, передал его Селиму, а затем задумался, почему это он должен отдавать завоеванную добычу. В этих размышлениях Арудж пришел к Селиму и утопил его в собственном бассейне, провозгласив себя султаном Алжира. Дальше он продолжил воевать на суше, беря один испанский город за другим.
Однако всего через два года испанские войска настигли его с небольшим отрядом — Арудж погиб… Почему же мы считаем его одним из самых безбашенных воинов Средневековья? Потому что смерть Аруджа была так же бессмысленна, как и восхитительна.
Дело было так: когда испанские войска настигли его у реки Саладо, бывший пират с частью войска уже успел переправиться — даже с награбленной добычей. Однако затем он обернулся и увидел, что оставшаяся часть его армии отважно дерется против явно превосходящих сил испанцев, не имея никаких шансов на победу.
— Здорово дерутся, — крикнул Арудж. — Возвращаемся!
И вернулся на совершенно бессмысленную смерть — прекрасно это понимая, никого этим не спасая, вопреки всем законам логики, руководствуясь только законами чести. Такой вот был Арудж.
Честь превыше всего — это вообще про Средневековье и средневековых воинов. Потому для правителей так важна была личная отвага, и нередко, не будучи талантливыми полководцами, они становились легендарными воинами. В Новое время полководцы будут беречь себя. А эти безбашенные ребята просто врывались в строй врагов, надеясь, что Господь их не оставит. Иногда так и выходило.
Смотрите также: Женские доспехи: фэнтези и реальность вытачек для груди, 20 настолько абсурдных исторических фактов, что они кажутся неправдой, Флорентийский футбол: мало для войны, но жестоко для игры, Секс во время чумы: об интимной жизни в годы «Черной смерти»