Интервью с писательницей Татьяной Устиновой
- История героев вашей новой книги "Девчонки, я приехал!" разворачивается на фоне строительства первого в мире атомного ледокола "Ленин". Как вы пришли к этой теме? - Мне кажется, это страшно интересное время - через 10 лет после окончания войны ледокол "Ленин" был спущен на воду. Страна, которая вся лежала в руинах, бралась за такие амбициозные, грандиозные планы вроде строительства ледоколов, железных дорог, электростанций, покорения космоса. - Насколько сложной была подготовка к описанию каких-то технических моментов в сюжете? - В прошлом году, когда мы с мужем были в Санкт-Петербурге, нас пустили на верфь Балтийского завода, где достраивался супермощный современный ледокол "Арктика". Мне стало очень интересно написать о кораблях. Затем мы разговаривали с людьми из "Объединенной судостроительной корпорации". Чтобы отыскать то, что мне годилось, понадобилось перелопатить много бумажных архивов. Потому что технической информации полно, но мне больше нужна какая-то эмоциональная: как стенгазеты издавали, какие были сложности у разметчиков, как винты гребные доставляли, потому что их на самом деле не могли доставить по железной дороге - нет приспособлений, чтобы такие огромные конструкции возить. Поэтому я долго ковырялась. - Над чем вы работаете сейчас? - Есть роман, который пишется и пока никак не называется. С ним у меня случилась настоящая катастрофа! Я звоню редактору своему и говорю: "Саша, у меня такая катастрофа! У меня героиня Маня Поливанова влюбилась в совершенно постороннего человека. У нее есть вполне прекрасный кавалер, который ей предназначен, и она с ним уже была в предыдущем романе "С небес на землю". Чтобы вы понимали, Саша Шипетина - руководитель огромного подразделения в нашем издательстве. У нее таких авторов, как я, десяток. И она совершенно не должна держать в голове, в кого влюбились герои. Тем не менее она меня внимательно выслушала и сказала, что сердцу не прикажешь, - пусть Маня живет полной жизнью. - Примеряете ли вы на себя то, что чувствуют герои? - Нет, в том-то все и дело, что она и любой другой герой меня ни о чем не спрашивают. Они делают то, что считают нужным. И в этом сложность авторской работы, потому что после своего появления герои живут так, как они придуманы. Это люди, которые существуют в силу своего характера, эмоций. - Сейчас очень популярными стали аудиокниги. Нравится ли вам такая подача произведений? - Я очень люблю аудиокниги, особенно когда их делают хорошие режиссеры. Существует ошибочное мнение, что если прекрасный артист возьмет и прочитает книгу, это будет хорошо. Мы все сойдем с ума от скуки через 10 минут. Это я вам точно говорю, потому что аудиокниги по моим романам выходят регулярно. Когда над аудиокнигой работает хороший режиссер, а читает, например, Владислав Ветров или Александр Клюквин - это подарок судьбы... А когда это сделано наспех или без души, то это неинтересно. - Каждая ли ваша книга имеет право на экранизацию? - Здесь от меня ничего не зависит, этим занимаются продюсеры. Когда мне звонят и говорят: "Мы хотим взять у тебя роман на экранизацию", я говорю: "Берите!". И они берут. - То есть именно вам звонят, вы сами не предлагаете? - Нет-нет. Я принимаю предложения. - Сейчас очень популярны стриминговые сервисы. Обращались ли к вам с просьбой о сотрудничестве с платформами? - Да. Оно находится в начальной стадии. Пока что мы только примеряемся и готовимся. - Недавно в Россию зашел Netflix и начал снимать здесь оригинальный контент. Хотели бы вы сотрудничать с таким гигантом? - Я поражу вас в самое сердце, но я с ним и сотрудничаю. - Когда об этом проекте можно будет узнать подробнее? - В связи с тем, что проект довольно масштабный, я думаю, что рассказать подробнее о нем получится не раньше следующего года. Я там сценарист, а Тимур Бекмамбетов - режиссер. - Как вы оцениваете уровень новых российских сериалов? - Смотря с чем сравнивать. Разумеется, до британских мы пока не дотягиваем, но постепенно наше кино становится лучше. Именно кино: мне кажется, что это многосерийное кино, которое ошибочно называется сериалами. И это в принципе будущее кинематографа. На эту мысль меня навел Лунгин Павел Семенович. С его точки зрения, которую я разделяю, классические фильмы скоро останутся уделом черных подростков пубертатного периода. С ведрами попкорна они будут приходить в кино и смотреть 158-й ремейк "Человека-паука". А кино для взрослых и относительно умных людей будет многосерийным. - Какие отечественные сериалы последних лет вы считаете лучшими? - Мне очень понравился "Новенький" из наших последних, совершенно прекрасный сериал. "Содержанки" - они, мне кажется, всем понравились. Детективные сериалы тоже очень люблю. "Метод" - отличный. - Есть ли будущее у телевидения? - На мой взгляд, есть. Понимаете, телевидение - это витринная выкладка, как в книжном магазине. Если у тебя есть возможность прийти в книжный хотя бы на час и пройтись по отделам, везде порыться, все посмотреть - это прекрасно. - Я пыталась найти ваши странички в соцсетях, но не смогла. Вы не пользуетесь соцсетями? - Нет, не пользуюсь. У меня огромный круг общения в жизни. Я встречаюсь с читателями, езжу в поездки на телевизионные и литературные конкурсы, мастер-классы, - для меня это отдельное удовольствие и счастье. Потребности замещать живое общение социальными сетями у меня не выработалось. - Расскажите о вашей дружбе с Дарьей Донцовой. - У каждого человека есть точки опоры. Они необходимы. У маленьких и молодых людей это родители, у людей постарше - друзья, семья. Для меня Даша - это точка опоры. Мы очень давно с ней знакомы и хорошо друг друга знаем. Мы встречаемся не так часто, но всегда бурно рады друг друга видеть. Наши семьи знакомы друг с другом. Это постоянно присутствующая в моей жизни величина - Донцова. И я этому очень рада. В нашем поле нет никакой конкуренции - каждый пишет для читателя. - Уже много лет в топе самых популярных писателей в России остаются одни и те же фамилии. Существуют ли молодые талантливые авторы? - Разумеется, они существуют - для них придумана премия "Русский детектив". В шорт-листе этой премии появляются фамилии, которые стоит почитать. - Как "Русский детектив" помогает заявить о себе новичкам? Что они получают? - Возможность быть напечатанным, разговоры вокруг этого, различные голосования, оценочные истории - это очень важно. Мне кажется, что эта премия опоздала лет на 15. - До того, как стать писателем, вы работали в пресс-службе Бориса Ельцина. Что вам больше всего запомнилось на этой работе? - Я была совсем молодым человеком, а весь этот политический процесс в 90-х только-только начинал оформляться. Это было очень интересно. Командировки были потрясающие, мы очень много ездили. Я помню всякие верфи в Мурманске, "Уралмаш", космодром, зернохранилища. Я тогда впервые в жизни поняла, сколько страна выращивает хлеба. Это общение с людьми, которые просто мечтали принести стране пользу, сделать жизнь более цивилизованной, сытой, богатой. Люди, которые тогда пришли во власть, к этому стремились. Общение с ними было очень поучительным. - Почему вы ушли из этой сферы? - Нас всех уволили. Ничего мы не решали. Поменялись руководители пресс-службы и информационного управления - они, естественно, привели своих людей. Это нормально, в этом нет ничего ужасного. Но я убивалась страшно, потому что из политической журналистики, которая казалась мне вершиной интереса, я попала в программу "Здоровье", где обсуждали проблемы инсулина и зубных щеток. Страданиям моим не было предела. Но потом, естественно, все сошло на нет. - Вы выпустили свою первую книгу, когда вам было за 30. Как вы к этому пришли? - Мне было 32 года, и я ее написала месяца за два. Я и раньше в свободное время писала рассказы, очерки никому не нужные, какие-то диалоги. Для меня не было ничего нового в том, чтобы сесть и написать какую-то историю. Новым было то, что мои сестра и муж сказали, что это надо в издательство отнести. Я до сих пор не понимаю, почему они так сказали. Но если бы не это, я бы, наверное, до сих пор все писала в пыльных тетрадках, которые сжигались в весеннем костре на Пасху, потому что они загромождали весь дом и никому не были нужны. - Что вы можете посоветовать людям, которые в сознательном возрасте считают, что не могут найти себя? - Для того, чтобы найти себя, нужно искать себя - под лежачий камень вода не течет. Нужно выискивать, что на самом деле человеку интересно. Найдя, это нужно развивать, рыть, копать, стараться как-то приспособить к своей жизни. Я уверяю, у вас все получится. По-другому не бывает. Конечно, в 40 лет стать балериной в Большом театре не получится. Но, если вам очень хочется, вы можете стать, например, балетным обозревателем и подружиться со всеми балеринами, танцовщиками и балетмейстерами мира. Это тоже интересно и будет соответствовать вашей давней мечте. - Какие у вас мечты и желания на ближайшие годы? - Я не строю долгосрочных планов с тех пор, как в моей семье умерли все, кто должен был умереть, и те, кто умереть не должен был. Я поняла, что строительство каких-то грандиозных планов - это абсолютная ерунда. В любую минуту все может закончиться. Я питаю надежду на то, что все будут живы и здоровы, что не случится войны, что моим детям будет интересно жить, что я продолжу писать. Потому что все-таки самое интересное в моей жизни - это литературная работа.