Особенности иранского кино после революции
Исследовательница иранского кино Екатерина Долинина рассказала об основных темах в кинематографе Ирана после Исламской революции. Лекция «Кино после революции» прошла в рамках публичной программы к ретроспективе Аббаса Киаростами в Музее современного искусства «Гараж». Следующее событие публичной программы к ретроспективе иранского режиссера состоится 25 августа. Исследовательница кино и видеоарта Александра Першеева расскажет о границе между документом и вымыслом в поздних работах Аббаса Киаростами и фильмах других авторов.
Екатерина Долинина
Исследовательница иранского кино
«Новая волна» в иранском кинематографе началась с 1960-х годов и длилась до 2010-х. Однако фильмы, снятые после Исламской революции 1979 года, отличаются по тематике. Сформировался список тем, которых режиссеры вынуждены были избегать, иначе они могут не получить разрешения на съемку, что равносильно запрету на работу над фильмом. Например, в кино запрещено показывать физический контакт между мужчиной и женщиной, из-за этого некоторым режиссерам приходилось брать на роль семейных пар актеров, состоящих в браке. Кроме того, положительный герой не может носить галстук, так как галстук — это атрибут буржуазного западного мира.
Режиссеров, работавших после 1970 года, можно считать режиссерами второй «новой волны»: Джафар Панахи, Маджид Маджиди, Мохсен Махмальбаф, Бахман Гобади, Амир Надери и Аббас Киаростами.
Кино о кино
«Однажды, кино» (1992)
Режиссер Мохсен Махмальбаф
Комедийный фильм, посвященный появлению и развитию киноиндустрии в Иране, наполненный отсылками к историческим событиям. По сюжету к иранскому шаху прилетает кинооператор с пленкой из будущего. Он показывает шаху современный фильм, и шах влюбляется в главную героиню. Мечтая оказаться с ней, шах сходит с ума в попытках перенестись на пленку — и начинает считать, что он корова, и есть сено.
Превращение в корову отсылает зрителей к одному из первых фильмов «новой волны» — «Корова». Он рассказывает историю бедняка, у которого умирает корова. Его односельчане боятся рассказать ему об этом, понимая, насколько он привязан к своей корове. Узнав о ее смерти, бедняк сходит с ума от тоски, начинает считать самого себя коровой и есть сено.
Фильм раскрывает, какое колоссальное значение имеет корова для бедняков: она становится членом семьи и кормильцем. Перед показом иранские власти обязали режиссера показать титры о том, что история повествует о временах правления старого шаха, а сейчас такой бедности нет.
«Салям, синема» (1995)
Режиссер Мохсен Махмальбаф
Документальный фильм о том, как Махмальбаф объявил кастинг в свой новый фильм. Однако и кастинг, и его съемки оказались фильмом. Картина состоит из диалогов с людьми, которые думают, что они пробуются на роль, — и раскрывает почти сакральное отношение иранского народа к кино.
«Три лица» (2018)
Режиссер Джафар Панахи
Три лица — лица поколений иранских актрис. Завязка фильма состоит в том, что молодая девушка снимает видеообращение к Бехназ Джафари, знаменитой иранской актрисе. Она рассказывает историю о том, что она поступила на актерский, но ее семья запрещает ей там учиться. Она не может с этим смириться и планирует покончить жизнь самоубийством.
Видеообращение актрисе передает сам Джафар Панахи. Он забирает Бехназ со съемок, и они вдвоем едут в путешествие, чтобы узнать, действительно ли девушка погибла. Оказывается, что девушка инсценировала самоубийство и укрылась в доме художницы-отшельницы. Ни зрители, ни действующие лица не понимают, кто эта женщина. Она символизирует поколение актрис, которые активно работали до революции 1979 года. Они снимались в популярном кино, в котором присутствовали сцены с танцами, обнаженные сцены. После революции эти фильмы были запрещены к показу, а людям, которые над ними работали, было запрещено работать в киноиндустрии.
Кино о детях
В Иране существует организация «Канун» — Центр интеллектуального развития детей и молодежи. Внутри организации существует полноценное кинопроизводство: фильмы «Кануна» либо рассказывают про детей, либо предназначены для детей. В частности, среди них — короткометражные работы, с которых начал свою карьеру Аббас Киаростами. Кроме него, в «Кануне» работали Амир Надери, Бахрам Бейзаи, Маджид Маджиди и другие. Деятельность «Кануна» не противоречила идеологии ислама, поэтому после революции «Канун» продолжил работу.
Фильмы о детях могут казаться не столь политизированными, как фильмы о положении женщин, ведь они не касаются темы войны, не критикуют власть напрямую. Однако кино о детях наполнено не меньшей социальной критикой, так как показывает, что детям очень быстро приходится взрослеть.
«Бегун» (1984)
Режиссер Амир Надери
Фильм рассказывает историю мальчика, живущего в сложных условиях, но обладающего высокими моральными качествами и представлениями о мире.
«Белый шар» (1995)
Режиссер Джафар Панахи
Сценарий к этому фильму написал Аббас Киаростами. Фильм показывает двух детей, которые пытаются найти потерянные одним из них деньги, и то, как им помогают разные люди.
«Дети небес» (1997)
Режиссер Маджид Маджиди
Фильм повествует о брате с сестрой, у которых из-за бедности была только одна пара кроссовок на двоих. Они пытаются найти еще одну пару обуви, чтобы ходить в школу, не меняясь обувью.
Кино о беженцах
«Велосипедист» (1989)
Режиссер Мохсен Махмальбаф
Главные герои фильма — беженец из Афганистана и его сын. Они на грани катастрофы: жена главного героя в больнице, ему нужно найти работу, чтобы оплатить ее лечение. Работу найти не получается, но он вспоминает о своем прошлом велосипедиста-рекордсмена. Герой предлагает провести эксперимент: он будет безостановочно ехать на велосипеде семь дней и семь ночей, чтобы выиграть деньги.
«Башу — маленький чужой среди своих» (1989)
Режиссер Бахрам Бейзаи
Эта картина иллюстрирует неоднородность населения Ирана, его этническое и языковое разнообразие. Раскрывается история мальчика Башу, семья которого погибает во время военных действий в его регионе. Спасаясь, он прыгнул в проезжающий грузовик. Сойдя с него, мальчик не понимает, где он оказался, не понимает местного языка. Он находит приют в новой семье — и постепенно выучивает язык, и любовь побеждает вражду.
«И черепахи умеют летать» (2004)
Режиссер Бахман Гобади
Режиссер поднимает острый курдский вопрос, показывая на экране детей, которые укрываются в лагере курдских беженцев. Это фильм о войне, о людях без родины, которым приходится бежать.
Кино о женщинах
«День, когда я стала женщиной» (2000)
Режиссерка Марзия Мешкини
Фильм состоит из трех новелл, которые представляют зрителю три поколения иранок.
«Круг» (2000)
Режиссер Джафар Панахи
Фильм состоит из историй, перекликающихся между собой. В каждой из них героини пытаются решить важные проблемы — сделать аборт, наладить свою жизнь после тюремного заключения, выжить в условиях нищеты.
«Кандагар» (2001)
Режиссер Мохсен Махмальбаф
Фильм показывает судьбу беженки: она пытается прорваться к своей сестре в Кандагар, перейдя границу Ирана и притворившись кем-то другим. Сестра написала ей о своем намерении покончить с собой, поэтому героиня отчаянно спешит спасти ее. По обе стороны границы героиня сталкивается с людьми, которые рассказывают ей о своей жизни.
Кино о смертной казни
«Прекрасный город» (2004)
Режиссер Асгар Фархади
Герои фильма — заключенные в тюрьме для несовершеннолетних. Одному из героев исполняется 18 лет, и у него случается нервный срыв. Как узнает зритель, в 16 лет он случайно убил свою возлюбленную и пытался покончить с собой, но оказался в тюрьме. Теперь герой совершеннолетний и должен быть казнен.
В фильме раскрывается особенность судебной системы современного Ирана: родственники жертвы могут помиловать преступника и отменить смертную казнь. Друг и сестра героя пытаются спасти его от приговора, договорившись с отцом убитой девушки.
«Ялда — ночь прощения» (2019)
Режиссер Масуд Бахши
Фильм рассказывает о телешоу, где семью жертвы пытаются убедить помиловать преступника. Задача телешоу — сократить количество смертных казней в Иране. В рамках этого фильма разбирается история убийства по неосторожности.
«Зла не существует» (2020)
Режиссер Мохаммад Расулоф
Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале. Это картина о банальности зла и о том, как иранцы относятся к смертной казни.