Москва готовится принять много новых «Майбахов», «Феррари» и яхт
Правительство выделило 7 миллиардов рублей на производство «государственного контента» в Рунете в дополнение к уже заложенным в федеральном бюджете 3 млрд. руб.
Подходи-налетай. До конца года нужно освоить!
Уже известно, что деньги получит АНО «Институт развития интернета», а к нему в очередь за финансированием выстроятся производители контента: «Газпром-Медиа», Национальная медиа группа, ВГТРК, «Первый канал», RT и другие заинтересованные структуры.
«Главный распределитель» - АНО «Институт развития интернета» - был создан еще в 2015 году при поддержке администрации президента. Задача перед новой структурой была поставлена такая, что сразу и не выговоришь - «построение дискуссионной площадки для интернет- и медиаотрасли, проведение публичных и заказных отраслевых исследований, а также налаживание диалога индустрии с властью». И получение от государства денег, конечно.
С 2020 года ИРИ выступает оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи, то есть распределяет полученные средства между наиболее достойными. В активе, например, продолжение сериала для онлайн-кинотеатра more.tv «Трудные подростки», и подростковая драма «Сама дура». Не слышали? Так это же для подростков и молодёжи, другая целевая аудитория.
Правда, качественные сериалы “про молодёжь” на слуху у нескольких поколений: канадский “Дети с улицы Деграсси”, французский “Элен и ребята”, американский “Беверли-хиллз 90210”, отечественные “Кадетство”, “Ранетки” - их с удовольствием смотрели не только подростки, но и взрослые. А многие юные актёры становились “звездами”.
Стоит ли выделять средства на производство не особо популярного контента, да еще в разгар пандемии, когда деньги нужны на поддержку трещащей по швам системы здравоохранения и помощь малообеспеченным семьям и другим социально-незащищенным слоям населения?
- У нас нет оснований утверждать, что это «распил», хотя, зная характер государственности российской, сомнения есть, - считает политолог Михаил Делягин. - Если бы действительно хотели сделать что-то хорошее, то это был бы открытый конкурс электронных инициатив. Собрали бы заявки со всей страны. И оснований подозревать коррупцию у нас бы не было.
А что до воспитания патриотизма - можно придумать патриотический контент, но когда госполитика каждый день отрицает этот самый патриотизм - воровством, бытовым маразмом, русофобий - когда русских можно оскорблять, а они не смеют отвечать под угрозой ареста - даже если деньги пойдут именно на патриотические проекты - цель достигнута не будет.
«СП»: - Почему?
- Среди молодёжи мало идиотов. Ну, какой патриотизм, когда цены летят до небес? Мы это всё проходили в конце эпохи СССР. Владимир Владимирович всё больше напоминает позднего Леонида Ильича и, как говорят историки, Николая Второго.
«СП»: - Возможно, эти деньги пойдут на то, чтобы вовлечь молодежь в процесс выборов?
- Их выделяет же не ЦИК. И вообще, какая разница, как люди относятся к выборам, когда у нас впереди ТРЁХДНЕВНОЕ голосование. Это как когда-то феодалы требовали права первой ночи. А Центризбиркому уже нужно две “первых ночи”, одной будет недостаточно. На третью ночь голоса уже будут подсчитываться, но этот процесс будет прозрачным.
В общем, тратить деньги на обработку молодёжи, чтоб пришли и проголосовали как надо, смысла нет.
Впрочем, политологи часто любят побрюзжать и поругать власть.
Михаил Павловец - доцент ВШЭ, преподаватель НИУ ВШЭ, практически в ежедневном режиме сеет разумное, доброе, вечное. И у него тоже есть сомнения в целесообразности таких огромных трат:
- Мне кажется, подлинный патриотизм плохо управляем со стороны чиновников, но прекрасно обнаруживается, развивается и поддерживается, если им озабочено гражданское общество. Именно общественные советы, состоящие из людей с безупречной репутацией, могут определять, на какие проекты стоит выделять деньги: где мероприятия проводятся не для галочки, где люди сами тянутся делать то, что в итоге делает нашу страну сильнее, справедливее и культурнее.
Таким проектом для меня является "Тотальный диктант", распространяющий авторитет грамотного русского слова не только по стране, но и миру. Нужно поддерживать живые инициативы, а не имитировать их, тогда показателями эффективности патриотического воспитания будет желание все большего числа людей жить на родной земле - и самим нести ответственность за то, что происходит в твоем дворе, в твоем городе, в твоей республике, не ожидая очередной "программы воспитания патриотизма".
«СП»: - Но ведь подрастающее поколение зависает в Сети. Разве не логично их там «отлавливать» и воспитывать?
- Есть такая педагогическая аксиома: правильные слова учат говорить правильные слова; правильным поступкам учат правильные дела. Что такое "государственный контент" в интернете? Все те же правильные слова - с примерами, "делать жизнь с кого". Но в том же интернете наши дети и молодежь видят, как ведут себя те, кто озабочен их воспитанием. И делают "правильные выводы": хочешь быть успешным, иметь недвижимость за границей и носить дорогие костюмы и коллекционировать драгоценные часы - говори "правильные слова" и при этом "обделывай дела".
Впрочем, есть и еще один плюс от такой инвестиции в "патриотизм": там невозможно проверить результаты ("показатели патриотизма молодежи выросли на 17%" - смешно!), а значит, можно дать возможность заработать людям, возможно, ни на что, кроме громыхания пустой риторикой не способных - это уменьшает безработицу на рынке труда, создавая дополнительные рабочие места, пусть и для самых никчемных людей, не умеющих ни качественный фильм снять, ни по-настоящему современную и интересную выставку сделать.
Это - тоже граждане нашей страны, им тоже нужна поддержка от государства, и патриотическая индустрия дает людям работу, - считает Михаил Павловец.
В следующем году средств на продвижение патриотизма в интернете будет выделено в 1,5 раза, больше. А в дальнейшей перспективе объем выделяемых средств увеличится вдвое. Начнут ли подростки сильнее любить Родину - вопрос открытый. А вот чьи-то банковские счета точно пополнятся.