Загадочная «Легенда о Зеленом Рыцаре»
26 августа 2021 года на экраны выходит долгожданный фэнтези "Легенда о Зеленом Рыцаре". Действие оригинального сюжета происходит в Уэльсе, но по разным причинам создатели решили снимать в Ирландии. Там было все, что нужно – и ландшафт, и погода, и замки. Почти все сцены, которые вы увидите в фильме, снимались в 30 минутах езды от Дублина. Читайте интересные факты о съемках, актерах и героях ленты!
Сюжет приключенческого фэнтези «Легенда о зеленом рыцаре» основан на эпосе о короле Артуре и рассказывает историю отчаянного и своевольного племянника короля, сэра Гавейна ( Дев Патель ). Он отправляется в опасное путешествие, чтобы вернуть долг чести таинственному Зелёному Рыцарю. Поход сэра Гавейна превращается в сложнейшее испытание его доблести и морально-нравственных принципов. Режиссёр Дэвид Лоури представляет необычную интерпретацию классической легенды о рыцарях Круглого Стола.
Сценарист и режиссёр Дэвид Лоури черпал вдохновение в легенде XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь».
Деву Пателю предложили сыграть роль юноши при дворе короля Артура, который отправляется в незабываемое путешествие к самопознанию. Он должен сдержать свою часть договора: распрощаться со своей головой, встретившись с таинственным рыцарем, которого год назад он обезглавил в Камелоте.
Легенду о Зеленом Рыцаре перевёл никто иной, как Джон Рональд Руэл Толкин , автор романа «Властелин колец». История была экранизирована всего дважды. Использовав в названии своего фильма имя Зелёного Рыцаря, Дэвид Лоури акцентировал своё внимание и внимание зрителей на опасном и захватывающем путешествии сэра Гавейна в неизвестность. На пути герою встречались горцы-мародеры и блуждающие великаны, обольстительная прорицательница и призрачная дева, говорящий лис и слепая вдова. При этом у каждого из них, возможно, есть ключ к разгадке тайн.
«Я сам до конца не понимал, как эта легенда выдержала испытание временем, пока не начал работать над фильмом, – говорит Лоури. – Только тогда я в полной мере осознал, во что ввязался. Оригинальный текст легенды настолько богат, что поражает воображение разнообразием образов и многозначительностью. По этому сюжету можно было бы снять добрый десяток фильмов, и все равно не рассказать самого главного. Легенда была написана в XIV веке, и всё же кажется достаточно современной. Она не утратила актуальности за сотни лет! В нашем фильме мы стремились не просто экранизировать текст легенды, но и донести до зрителя её скрытый смысл. В ней описывались не только общечеловеческие, нетленные ценности, но и смысл этих ценностей, не утративший злободневности и в нашей культуре».
Легенда
Оригинальная аллитерационная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» была написана на британских островах в XIV веке неизвестным автором. На протяжении веков необычная, удивительная сказка о рыцарстве, магии, искушении, преображении и самопознании вдохновляла многочисленных читателей, учёных и художников.
В поэме много аллегорий, символизма и загадочности, так что читатели могли рассматривать произведение по-разному. Легенда выгодно выделяется на фоне всех прочих сказаний о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола своей неоднозначностью и не теряющим актуальности морально-нравственным подтекстом, не говоря уже о мистических и таинственных подробностях.
При этом легенда о сэре Гавейне куда менее известна, чем другие сказания о короле Артуре, такие как истории о Ланселоте и Гвиневре, о волшебнике Мерлине и поисках Святого Грааля. Поэма была адаптирована для массового читателя Толкином и издана в 1925 году. Адаптация была радушно встречена читателями и помогла легенде занять своё законное место в фольклоре, определив тем самым ее кинематографический потенциал.
«В сердце легенды о сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре скрыта невероятная, чарующая и необъяснимая тайна, – считает историк Джим Нэпп, преподаватель Университета Питтсбурга. – В этой истории в мельчайших деталях описывается Средневековье, вплоть до лошадей и доспехов, но нет никаких чётких обращений к читателю».
Под покровом эксцентричности и неоднозначности легенды кроется метафорическое сравнение с битвой христианства с язычеством, попытки цивилизации, возглавляемой Артуром, побороть пережитки прошлого.
«В основе сюжета скрыта дихотомия природы и прогресса, – считает фольклорист Пегги Нэпп , изучающая эту легенду в Университете Карнеги Меллон. – Камелот олицетворяет собой цивилизацию, а Зеленый Рыцарь – природу. Он появляется в Камелоте, и сэр Гавейн отсекает ему голову. Можно сказать, что это христианская легенда с моральной подоплекой, но также это и кельтская песнь о героях прошлого, которые живут в ладах с природой, о людях, которые привыкли поклоняться и боготворить природные явления».
Автор легенды целенаправленно обостряет противостояние христианства и язычества. Неспроста гигантская таинственная фигура Зелёного Рыцаря появляется в Камелоте в клубах тумана именно в Рождество, бросая присутствующим ужасный, но непреодолимый вызов – он предлагает любому из присутствующих попытаться отрубить ему голову топором. Смельчак, который вызовется, в свою очередь, обязуется ровно через год явиться в Зеленую Часовню, чтобы Зелёный Рыцарь смог нанести свой ответный удар.
Юный сэр Гавейн, желая заслужить себе репутацию героя при дворе короля Артура, принимает вызов. Теперь ему предстоит прождать целый год, чтобы совершить эпическое путешествие и выполнить свою часть сделки. В канун следующего Рождества Гавейн отправляется в путь, встречая по дороге необычных персонажей: некоторые – живые, другие – мертвые, третьи – жизнерадостные, четвертые претворяются теми, кем не являются, а иные – вообще не люди. Все они, так или иначе, помогут Гавейну разобраться в самом себе.
«Мне кажется, что в основе истории заложена концепция рыцарства, рассматриваемая через призму попыток молодого человека разобраться в самом себе, – говорит Дэвид Лоури. – Эта тема раскрывается в оригинальном тексте легенды, и именно она делает сюжет актуальным и по сей день. Гавейну предстоит удивительное путешествие к осознанию собственных жизненных принципов».
Добравшись до замка лорда Бертилака, Гавейн сталкивается с новыми испытаниями – он должен сохранить благочестие, игнорируя соблазн сблизиться с женой аристократа перед тем, как встретиться лицом к лицу с Зеленым Рыцарем в лесу.
«Главное действующее лицо легенды совершенно не похож на современных героев, таких как, скажем, Джеймс Бонд, – утверждает Пегги Нэпп. – Этот юноша невосприимчив к различным соблазнам, но при этом – как многие современные молодые люди – хочет быть совершенным, стремится к совершенству и делает все, что от него зависит, чтобы добиться совершенства. Он жаждет того, чтобы в нем видели великого воина, поэтому в сражениях и на охоте он стремится ни в чем не уступать знатным рыцарям».
«Гавейн отправляется в опасное путешествие, о нем теперь говорят не только при дворе короля Артура, но и на улицах, – добавляет Джим Нэпп. – В дороге его ждёт много испытаний, которые сделают его по-настоящему сильным и покажут, достоин ли он носить свои доспехи».
Странствие к истокам
Режиссер Дэвид Лоури впервые прочитал легенду, когда учился в колледже – на курсе английской литературе читали лекцию об эпических поэмах в западном фольклоре. «Легенда о Зеленом Рыцаре» была последней в программе, после нескольких месяцев изучения «Илиады» и «Одиссеи». «История произвела на меня неизгладимое впечатление, – признается Лоури. – Мне понравился сюжет о юноше, который принимает столь необычный вызов. В голове не укладывалось, что кто-то может решиться вступить в игру, зная, что победитель расстанется с жизнью».
Сюжет легенды не давал покоя режиссеру на протяжении двадцати лет. Его карьера, тем временем, шла в гору. В 2013 году он дебютировал в полном метре с фильмом «В бегах», а три года спустя снял ремейк фильма «Пит и его дракон» студии Disney и завораживающую, гипнотическую мелодраму «История призрака».
В марте 2018 года у Лоури выдался перерыв в работе, и он смог взглянуть на средневековую легенду глазами более опытного человека. Вдохновлённый образами батальных сцен из фильма «Виллоу», классического фэнтези Рона Ховарда 1988 года, Лоури начал работать над сюжетом собственной приключенческой фэнтези. «Я тогда снова вспомнил про «Легенду о Зеленом Рыцаре» и почти непроизвольно решил адаптировать её, – вспоминает Лоури. – Я начал переписывать поэму, а параллельно прикидывал, как снимать ту или иную сцену. Через три недели сценарий был готов».
Сначала Лоури несколько раз перечитал легенду от начала до конца, учитывая встречающийся в тексте символизм. По большей части аналогии проводились с противостоянием христианства и язычества. При этом Лоури не терял надежды найти способ сделать историю XIV века актуальной и интересной для современного зрителя. «Ну как может история об обезглавливании быть понята современной аудитории? – недоумевал Лоури, работая над сценарием. – Принципы чести и рыцарства для наших зрителей давно не имеют такого значения, какое имели в средние века, даже несмотря на популярность «Игры престолов».
Лоури изучал легенду с учёными самых различных степеней, вчитывался в литературные теории, эссе и критические очерки. «В этой истории невероятное множество трактовок и разночтений, особенно если вчитываться внимательно, – говорит режиссёр. – Я сомневаюсь, что автор, кем бы он ни был, мог себе представить, что через сотни лет его произведение породит столько идей и теорий».
Особое внимание Лоури привлекла роль второстепенной героини Морганы Ле Фей, которая появляется лишь на последних страницах легенды. Однако в экранизации Лоури решил отвести ей более внушительную роль. В легендах о короле Артуре Моргане отводится феминистическая роль, она противопоставляется доминирующим в фольклоре мужчинам. Она предстаёт в виде таинственной слепой женщины в замке лорда Бертилака. Может показаться, что она управляет событиями, но утверждать это с уверенностью невозможно. Вообще-то Моргана является тётей Гавейна, однако Лоури решил подправить родословную главного героя, сделав Ле Фей его матерью. Это лишь одно из многочисленных изменений и вариаций, которые Лоури привнес в оригинальную историю, адаптируя легенду для современного зрителя.
«Мне не хотелось приводить чересчур очевидные аналогии, – объясняет Лоури. – Обитель короля Артура представляется мне христианством, а героиня, которую сыграла Сарита Чоудри (в фильме – мать Гавейна), – язычеством, поклоняющимся Земле. В начальной сцене фильма Артур произносит речь на религиозную тему, а когда Гавейн приезжает к Зелёной Часовне, замечает раскрошившийся крест. О том, какую роль природа играет в развитии сюжета, я предоставлю судить зрителю».
Своей неоднозначностью фильм «Легенда о зеленом рыцаре» (2020) может соперничать с первоисточником XIV века. Однако в умелых руках Лоури события картины развиваются последовательно и закономерно. В финале фильма раскрывается одна из важнейших тем – несогласие мириться с судьбой, даже если она была предопределена самой природой.
Сотворение мужчины
В фильме «Легенда о зеленом рыцаре» Гавейн не лишён недостатков, но несмотря на это привлекателен. В начале фильма он показан подростком-повесой, который наслаждается беззаботной юностью, а в сцене у Круглого Стола проявляет свой героизм и со свойственной ему бравадой отсекает Зеленому Рыцарю голову.
Это не тот рыцарь, которого ожидаешь увидеть героем эпической поэмы. «Мой Гавейн отнюдь не жалкий выродок именитого рода, но и до совершенства ему ещё очень далеко, – объясняет Лоури. – Вообще, мне нравятся герои, которые осознают и принимают свои недостатки».
Режиссер также хотел, чтобы персонаж отражал современное понимание мужественности. «Термин «мужественность» является камнем преткновения во многих современных дискуссиях, – считает Лоури. – Мы слишком придирчивы к внешности и теряемся в догадках – когда мы утратили главную составляющую мужественности, в какой момент мы свернули не туда».
Отсмотрев пробы доброй дюжины претендентов на главную роль, Лоури остановил свой выбор на Деве Пателе . Обаяние, неугомонность и жизнерадостность в нём сочетались со скромностью, что встречается крайне редко. В начальных версиях сценария Лоури описывал главного героя практически безупречным. С одной стороны, такой подход к экранизации средневековой классики, конечно же, импонировал Пателю. Однако он предложил усложнить роль, направив своего героя по пути становления.
«Дев внес очень интересные предложения и правки в сценарий, которые я с удовольствием одобрил», – говорит Лоури. «Гавейна можно назвать избалованным ребёнком, – добавляет Патель. – Ещё до подписания контракта я заявил, что раз уж мне предстоит отправиться в этом образе в увлекательное приключение, то в противовес легкомысленным репликам и сомнительному поведению в Гавейне должно быть что-то, что позволило бы зрителям симпатизировать ему».
Утвердив Пателя на главную роль, Лоури понимал, что актёр сможет показать все недостатки Гавейна, не утрачивая ни героизм, свойственный его персонажу, ни стремление встать на путь взросления. «Насколько бы я ни хотел, чтобы Гавейн предстал перед зрителями в нелицеприятном свете, аудитория не должна была его возненавидеть, – объясняет Лоури. – Я нисколько не сомневался в том, что характер Дева поможет ему соблюсти этот парадоксальный баланс в роли Гавейна».
Свою роль и саму концепцию фильма Патель начал обсуждать с Лоури, параллельно снимаясь в фильме «История Дэвида Копперфилда» в Лондоне.
Гавейн в исполнении Пателя – юный племянник короля Артура, который живет в Камелоте комфортной жизнью, лишенной малейших неудобств. «Ему никогда не доводилось пачкать руки и заботиться о том, чтобы заслужить своё место в мире и в обществе, – рассказывает Патель. – Ему предложили место за Круглым Столом, чтобы он мог принимать участие в заседаниях наравне с легендарными рыцарями, хотя самого его легендарным назвать никак нельзя. Я считаю, что эта история о юноше, который отправляется в странствие, чтобы найти свою цель в жизни, вписать свою страницу в книге истории».
Готовясь к роли, Пателю пришлось пройти интенсивный курс тренировок, поскольку ранее актер никогда не сидел верхом на лошади. Сначала инструктор по верховой езде посадил его на шетлендского пони по кличке Спарклз, с которым актёр сразу поладил. Увы, Патель слишком высок для такой породы и смотрелся в кадре комично. Пателю пришлось пересесть на коня по кличке Албани, который оказался с норовом, его доверие нужно было сначала заслужить. Для этого Патель пошёл на хитрость – каждый день до съемок он приносил своему будущему скакуну яблоки. К концу зимних съёмок в Ирландии наездник и его лошадь были неразлучны.
Читайте интересные факты о фильме "Легенда о зеленом рыцаре", премьера 26 августа 2021 года!