Тайна символов: улыбка Джоконды и другие произведения искусства, таящие в себе великие загадки
Удивительно, но еще в 1900 году картина «Мона Лиза» была совсем непопулярной среди обывателей. Известность «Джоконда» получила только после того, как ее украли. Похищение произошло 21 августа 1911 года работником Лувра – итальянским художником-декоратором Винченцо Перуджей. Его мотивы до сих пор достоверно неизвестны, но считается, что Перуджа хотел вернуть «Джоконду» на ее историческую родину.
По подозрению в краже был арестован поэт Гийом Аполлинер. И даже Пабло Пикассо находился под подозрением. Но поиски полиции не давали никаких результатов, СМИ откровенно смеялись над расследованием, помещая сенсационные заголовки на первые полосы журналов и газет.
Картина так и была бы бесследно утеряна, если бы не просчет похитителя. Спустя два года в Италии Перуджа отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. На самом деле отдавать оригинал «Моны Лизы» он не спешил и планировал сделать копии, выдавая их за настоящую работу Леонардо да Винчи. В конце концов картина вернулась в Париж, вору дали небольшой срок в тюрьме, но и на этом «страдания» полотна не закончились. Не раз «Джоконда» становилась жертвой вандализма – то обольют кислотой, то бросят камень, то запустят глиняной чашкой. Со временем «Мона Лиза» обросла множеством легенд и загадок. Об истории этого шедевра и других известных произведений искусства, таящих в себе великие загадки, читайте в нашем материале.
Еще больше интересных фактов о «Джоконде» вы сможете узнать в главной премьере сезона – «Историческом детективе с Николаем Валуевым» в субботу, 21 августа, в 8:25 на телеканале «МИР».
Джоконда – женщина легкого поведения?
Считается, что на картине изображена Лиза Герардини – супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако полотно не раз подвергалось анализу, исследованиям и даже конспирологическим теориям. Так, некоторые предполагают, что на знаменитой картине изображена женщина легкого поведения, мол, в XVI веке в Италии без бровей и ресниц ходили именно дамы этой профессий. Правда, есть теория, что изначально Мона Лиза была обладательницей густых бровей, которые исчезли после неудачной попытки реставрации. Но и это еще не все. Есть исследователи, которые считают, что на картине художник изобразил своего любовника по прозвищу Салаи (Дьяволенок) или даже самого себя – как бы он выглядел, если бы был женщиной. До сих пор остается непонятным, почему Леонардо да Винчи после того, как закончил картину, не передал ее заказчику, а бережно хранил у себя до конца жизни.
*картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», моделью для которой был Салаи. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов, а на эскизе картины ясно виден эрегированный пенис.
Но больше всего людей занимает улыбка Моны Лизы, говорят, чтобы на устах модели постоянно играла улыбка, художник на протяжении четырех лет (именно столько он потратил на свою работу) приглашал шутов и музыкантов. Считается, что Джоконда улыбается вполне нормальной улыбкой, однако при более долгом просмотре картины кажется, что улыбка становится язвительной, насмешливой или печальной.
Существует несколько теорий, объясняющих эту загадку:
Чужая улыбка. Говорят, что это улыбка самого художника или его любовника Салаи. Как будто в этих хитрых, приподнятых уголках губ скрывается вся тайна взаимоотношений да Винчи с его учеником.
В глазах смотрящего. Все зависит от того, в каком настроении пребывает зритель, считают американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич. Улыбка Джоконды в целом нейтральна, все дело в психологии нашего восприятия. Поэтому в плохом настроении в Лувр лучше не ходить.
Потрепало время. Фотоэксперт Жак Фрэнк утверждает, что изначально у женщины была на 100% жизнерадостная и счастливая улыбка, опечалило ее время, вместе с которым лицо Моны Лизы трансформировалось и изменило свои черты.
Смотрите не туда. Доктор Ливингстон из Гарварда считает, что да Винчи писал рот Джоконды, глядя ей в глаза. Таким образом, все дело в нашем визуальном восприятии. То, что попадает в центральную область, мы видим четко, то, что в периферическую – размыто. Поэтому, глядя в глаза Моны Лизы, мы видим тени на щеках, говорящие об улыбке. Когда же переводим взгляд на рот – тени пропадают.
Проблемы со здоровьем. Доктор Мандип Мехра считает, что ухмылка женщины вызвана недостаточной активностью щитовидной железы. Британский искусствовед Джонатан Джонс считает, что у Джоконды был сифилис (якобы по свидетельствам, сохранившимся в бухгалтерских книгах флорентийского монастыря, женщина покупала в местной аптеке acqua di chiocciole – воду улиток, которую в то время использовали для лечения сифилиса). До этого врачи предполагали, что у героини портрета паралич лица, болезнь Паркинсона – потому что правая рука подозрительно прижимает левую, будто она пытается сдержать неконтролируемое движение, глухота и даже синдром Дауна, что мешало ей полноценно улыбаться.
Неопознанный летающий объект
«Джоконда» – не единственная картина, собравшая в себе множество засекреченных деталей. Наверное, вокруг каждого произведения искусства можно построить множество теорий и мифов. Так, например, одна из известнейших картин Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино» несет в себе удивительную тайну. На первый взгляд, в полотне нет ничего примечательного, кроме, собственно, самой Мадонны, маленького Христа и святого Джованнино. Но посмотрите в правый верхний угол – что это? Многие утверждают, что на средневековой картине изображено не что иное, как летающая тарелка. Уфологи утверждают, что это прямое доказательство того, что инопланетяне существуют. Искусствоведы же полагают, что эти божественные шары света – символ, который часто встречается на религиозных картинах.
И вот еще одна картина с библейским сюжетом и НЛО. Написана она голландским художником Арентом де Гелдером и носит название «Крещение Христа».
«Руки противятся ему» – страшилка современности
Картину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.
«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.
После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.
Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.
«Сотворение Адама» – анатомическое искусство
Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы, созданная Микеланджело. Будучи в основном скульптором, Микеланджело не особенно рвался рисовать фрески на потолке храма. Кроме того, известно, что Микеланджело имел очень хорошие знания в области анатомии человека, это и видно на его фреске.
Первым сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга отметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер. Думается, что на фреске Микеланджело воплотил в жизнь идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр. Четко можно проследить борозды, которые разграничивают части головного мозга. При близком рассмотрении можно обнаружить варолиев мост, гипофиз, две позвоночные артерии, среднюю лобную, угловую и надкраевую извилину. Но и это еще не все: с другой стороны было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, а свисающий зеленый шарф может быть недавно разрезанной пуповиной.
«Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной», – писал эксперт искусства Энрико Брускини.
Есть много доказательств того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями. Некоторые считают, что для того, чтобы унизить Папу Юлия II и католическую церковь, художник изобразил дополнительное скрытое ребро на теле Адама – ребро Евы. Это говорит о сотворении Адама и Евы бок о бок, что отличается от католической традиции. Согласно ей, Ева была создана после Адама.
«Портрет четы Арнольфини» – кладезь скрытых символов
Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» чуть ли не самое обсуждаемое полотно эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано огромное количество скрытых символов, которые раскрывают настоящий сюжет. Споры о том, кто же на самом деле на ней изображен, не утихают до сих пор. Считается, что это портрет купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены Джованна Ченами, но архивы говорят, что поженились они после того, как картина была готова. Некоторые искусствоведы считают, что это мог быть тот же купец, но с бывшей женой или вовсе его двоюродный брат. На картине изображена церемония бракосочетания.
Во-первых, неясно, беременна ли женщина. При первом взгляде зритель скажет – очевидно же, что да! Но историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились именно в таком стиле, а героиня картины к тому же держит длинный подол своего платья.
Во-вторых, Арнольфини держит жену левой рукой, что означает «брак левой руки» – союз между людьми из разных социальных кругов. Интерьер комнаты также скрывает в себе много символов – апельсины демонстрируют благосостояние и райское блаженство, собака – верность, четки – благочестие.
Отдельное внимание уделяется зеркалу. Раму украшают десять медальонов с изображением Страстей Христовых. Через сцены Страстей отображался символический брак Христа с Церковью, соответственно, проводилась параллель с христианским браком. Эксперты обращают внимание на одну деталь – со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны женщины – после. Это объясняется тем, что портрет женщины посмертный, либо она умерла во время работы над картиной. О смерти невесты говорит и другой символ – люстра. В ней горит свеча только над мужчиной.
Расположение фигур говорит о роли супругов – женщина стоит около постели в глубине комнаты, тем самым символизируя роль хранительницы очага. Мужчина стоит около открытого окна – это означает принадлежность к внешнему миру.
«Девушка с жемчужной сережкой» – а была ли жемчужина?
Эта картина является наиболее известной из работ нидерландского художника Яна Вермеера, ее часто сравнивают с «Джокондой». Полотно было написано примерно 356 лет назад, поэтому известно о нем очень мало.
До сих пор стоит вопрос о том, кто изображен на картине. Есть версия, что художник изобразил собственную дочь – Марию. Но это не единственная загадка. Эксперты считают, что на самом деле на картине изображена не жемчужная сережка – украшение слишком большое для натурального жемчуга. Возможно, это венецианское стекло или перламутр. На полотне также не видно подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху, а яркий белый блик вверху сережки может быть деформацией при одной из реставраций картины. Кроме того, ученые из расположенной в Гааге галереи Маурицхейс в ходе исследования выяснили, что на самом деле сзади девушки изображен не просто темный фон, а складки зеленой ткани.