Войти в почту

«Как Бонни и Клайд»: почему история о легендарной паре так популярна в современных треках

23 мая 1934 года американские полицейские сто шестьюдесятью семью пулями обессмертили любовь самых известных гангстеров времен Великой депрессии Клайда Бэрроу и Бонни Паркер.

«Как Бонни и Клайд»: почему история о легендарной паре так популярна в современных треках
© Слово и Дело

Молодые люди познакомились в кафе, в котором Бонни работала официанткой. Миловидная девочка, лишенная возможность доучиться в школе, обаяла сына фермера и малолетнего преступника по совместительству. Клайд, с юных лет взваливший на свои плечи бич экономического кризиса, к тому времени уже отсидел срок за воровство индюков и совершил одно убийство человека, регулярно насиловавшего его в камере.

Два желторотых человека, загнанные океаном, продавленные временем, быстро выросли и создали банду профессиональных воров крупных банков и бензоколонок. Фирменным стилем преступников стали вшитый вдоль ноги карман для винтовки, постановочные фото, черный берет и невредимые пленные. И все же за период налетов от рук банды погибло не меньше девяти офицеров полиции и несколько гражданских лиц.

Через тридцать с лишним лет после своей смерти Бонни и Клайд подобно национальным героям превратились в прекрасный миф, который стал основой для рефлексии в кино, музыке, моде. Ответственным за романтизацию преступников стал режиссер Артура Пенн, который в 1967 году первым экранизировал историю страстной любви самых знаменитых грабителей. После просмотра именно этой киноленты лидер российской музыкальной группы «Сплин» написал культовую песню с тривиальным названием «Бонни и Клайд». Но он не единственный из музыкантов, обратившийся к образам преступно красивой пары.

Первыми спели про возлюбленных Брижит Бардо и Серж Генсбур — в 1968 году они выпустили композицию Bonnie And Clyde. Дальнейшие осмысления истории любви двух преступников породило огромное количество и других песен. Но почему исполнители в своем творчестве не могли ограничиться героями безобидными: пресловутыми Ромео и Джульеттой или исторически близкими к нам Сидом и Нэнси? 

Во-первых, это связано с активной популяризацией имиджа пары и их биографии различными средствами массовой информацией, публицистикой, модой. Благодаря их усилиям по-честному заурядные бандиты стали образцом отношений мужчины и женщины.

«Это понятный драматический сюжет, который может добавить смысловой или метафорической глубины в песню», — рассказал изданию «Слово и Дело» музыкальный критик Олег Соболев.

Во-вторых, мотив бунта и свободы крайне созвучен сегодняшним настроениям молодежи по всему миру. По сути, история Бонни и Клайда — пример отношений, наиболее адаптированный к требованиям современной действительности в глазах молодого поколения.

«Бонни и Клайд — это один из сильнейших романтических образов нашего времени. Их совместное противостояние социуму резонирует современному видению протестных нот в романтических отношениях со стороны подростковой аудитории», — поделился своим мнением в редакцией музыкант Varxill Gonzalies.

«Двое против всех». Не во всех исполнителях фигуры Бонни и Клайда вызывают сочувствие подобно тому, что отразил в своей композиции Александр Васильев. Куда более привлекательны образы любящих друг друга героев-одиночек, которые осмелились нарушить устоявшийся порядок вещей и бросить вызов всему миру.

Мы — вне закона, ходим по краю — не привыкая к дикому кайфу.

Палец снимая с курка — вдвоем мы можем летать,

Бонни и Клайд… (L’One, Kristina Si — Бонни и Клайд)

Любовники оказывали сопротивление общественному «надо» и «можно» не только тем, что преступали букву закона, но и своими манерами поведения, образом жизни. Счастливыми они позировали для постановочных фотографий: она — в мужском костюме и с сигарой в руке, он — сидящий около красивого автомобиля с ворохом винтовок. В периоды побегов с насиженного места Бонни и Клайд укрывались в мотелях и заброшенных парках, спали у костра, мылись в ближайших водоемах.

Как Бонни и Клайд станем грабить банки,

Зимой сядем на велик, летом на санки.

Давай приколемся: проведём ночь на кладбище,

Засадим поле коноплёй, и там устроим пастбище.

(Noize MC — Давай приколемся)

«Они сошлись: Волна и камень». Еще одна ипостась мифа о Бони и Клайде, эксплуатируемая музыкантами - это столкновение двух противоположностей. Традиционно именно такой тип взаимоотношений должен привести к гармонии, но если копать еще глубже, то без полярности суть контраст теряется. Другими словами, один человек должен подсвечивать, а другой оттенять. Было ли так в паре легендарных гангстеров сказать сложно, но журналистами и авторами бульваристики 30-х годов все представлялось именно таким образом: так хрупкая и нежная Бони обучала искусству стрельбы брутального и хладнокровного Клайда.

Преданный ей словом и делом, душой и телом Мы как Йоко Оно и Джон Леннон Бонни и Клайд, Дездемона и Отелло Ромео-Джульетта, чёрное-белое

(Ноганно — я на Лене)

«Та, про которую сказано — «сильна, как смерть». Пожалуй, это последний и самый сильный мотив в музыке, связанный с личностями страстных грабителей, представленными в массовой культуре как единственные способные любить вечно и самоотверженно. Бони и Клайд находятся в постоянном движении ради выживания, которое, по факту, им не нужно если они будут друг без друга. Так согласно одному историческому факту, возлюбленные хотели быть похоронены вместе, чему не было суждено случиться - их тела были разделены несколькими сотнями километров между двумя точками Далласа. 

Put this on my life

The air that I breathe in, all that I believe in

I promise I'll give my life

And all of my trust if you was my boyfriend (Jay-Z feat. Beyoncé – Bonnie & Clyde)

Извилины дорог пытались запутать меня Но если одинок - бежишь, ломая преграды, кляня Словно Бонни и Клайд - готовы убивать за эту жизнь Которая мне подарила тебя!

(MiyaGi & Эндшпиль – Бонни)

Как можно заметить, авторы современных треков не пытаются переложить на музыку прецедентный фильм Пенна: в каждой из композиций повествуется не о самих Бонни и Клайде, а о парочке влюбленных, желающих быть на них похожими. Так музыканты не пытаются оправдать совершенные меньше века назад тяжкие преступления, а просто обращаются к понятному для любой аудитории образу эталонной любви. Была ли она - такой нам неизвестно, как, в принципе и то, бывает ли идеальная любовь вообще. Ведь чаще всего, стремясь достигнуть гармонии и преданности, мы срываемся с каната, а дальше как в той известной песне...

Это интересно: Зачем реперы посещают симфонические залы: про популярный синтез классики и хип-хопа