Редактор «ФедералПресс» о празднике 800-летия Нижнего Новгорода: «Город окончательно перерос Бабкину»
«Признаюсь честно, я в своей жизни на Днях города бывал редко. Преимущественно в детстве, вместе с родителями, и эти концерты наглухо отбили у меня всякое желание делать это в дальнейшем. Зато по долгу службы приходилось немало о них писать. Артисты из года в год не радовали разнообразием, их приезды на главную площадь были предсказуемы, репертуар не обновлялся с ранних девяностых. – Не пойду я на День города. – Чего так? – Да там же Бабкина опять. – Не, в этом году не она. – Газманов? – Газманов. Между прочим, это реальный диалог между мной и отцом. К началу десятых годов уже даже старшее поколение начало понимать, что такой подход к энтертейнменту – это путь вникуда. Ну а что в эти дни творилось на районных сценах, рассказать без стыда невозможно. И даже в этот раз я испытывал по поводу гала-шоу определенные опасения. Впервые – во время начала фестиваля «Столица закатов», когда к нам опять пожаловал Агутин (ничего не имею против, просто он у нас частый гость). Во второй – когда побывал на выступлении «Хора-800» и осознал, что организовывать массовые мероприятия у нас пока выходит со скрипом. Но 800-летие получилось мощным. Сделали свое дело и вложенные в шоу 200 млн рублей, и современные технологии, и креативный подход – вышло масштабно, интересно, дорого и со вкусом. А ведь это точка невозврата: город окончательно перерос Бабкину, точнее ее собирательный образ. Не придраться даже к районным сценам: тут и Баста на Минина для зрителей средних лет, и Федук в Сормово для ушей помоложе. Даже без поездки в центр – и то интересно. Это дает надежду на то, что в последующие годы Нижний Новгород будет подходить к праздникам обстоятельнее. Например, не искать легких путей и, как в последнее время часто говорят, «быть, а не казаться». Но одно странное чувство все же не покидает. Москвичи будто решили, что разгадали некий наш «культурный код» и теперь вовсю спешат показать нам нашу же «нижегородскую идентичность», которой мы до них, похоже, не ведали. Считайте это за паранойю, но ведь и сам Путин в своей речи на сцене использовал эти стоящие в кавычках слова. Словно была поставлена задача выдать нижегородцам эти образы, и столичные креативщики начали их рисовать в привычной для них манере – чуть небрежно и крайне конкретно, без полутонов. Пока я смотрел шоу, мне так и виделся Авербух, который, быть может, сидел над сценарием бессонными ночами и делал заметки: «Начинают пусть УмаТурман. Без вариантов: еще из нижегородцев на эстраде есть только Натали, могут и не оценить»; «Расторгуев пусть про Нижний Новгород споет. Покажем солидарность Москвы с провинцией на примере Люберцев»; «Пегова – нижегородка. Горький – нижегородец. Пусть Пегова читает Горького, а вокруг нее танцует Полунин. У него на груди тату с президентом, месседж все поймут»; «Водянову и так все любят, а она еще и нижегородка. Надо звать»; «Пускай олень на фоне рек бежит. Сюрпризом покажем сестер Авериных, ведь гимнастика – это про грацию и гибкость»; «Что еще? У них заводы, у них трудовая доблесть. Пусть рабочие танцуют и в процессе собирают самолет. Номер назовем «Конструкторы Победы»; «На финал опять поставим УмуТурман, только с детьми. Демография – святое. Потом, само собой, опять «Любэ». Все-таки по Первому каналу показ идет». Есть, конечно, и альтернативное мнение: что это всё и правда сочинялось не столько для нас, сколько для Первого канала, на котором трансляцию из Нижнего Новгорода смотрели миллионы россиян. Тогда эти яркие и немного наивные образы принесут пользу – повысят узнаваемость города на уровне страны. В любом случае, получилось хорошо, и такие подарки надо ценить. Ну а нам, нижегородцам, остается только делать праздники настолько хорошо, чтобы люди приезжали сюда из других городов и делали выводы сами». Фото: Марина Артемьева, Александр Токарев