Иван Рудин: "Я упрямый человек".

Иван, вы пришли к руководству Московского государственного симфонического оркестра в 2017 году. А как это произошло? Меня пригласили руководители Департамента культуры Москвы. Безумно благодарен им и за доверие и за смелость. Хочется верить, что работа коллектива оправдывает их ожидания. И когда вы получили коллектив, возник вопрос о вашей дирижерской ипостаси? Действительно, был сложный момент, но я поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Мой вступительный экзамен по фортепиано состоялся в 2018 году, на следующий день после финала Чемпионата мира по футболу. Но и до поступления на дирижерский факультет я знал, что нет проблемы коммуникации с коллективом, если ты музыкант. В первый год мы устраивали постоянные внутренние прослушивания музыкантов. Я знакомился с коллективом, несколько раз выступал с ними в качестве солиста. Так или иначе, мы были в одной творческой лодке. Представление о потенциале музыкантов я мог получить не на бумаге, а видеть своими глазами и слышать своими ушами. Когда же ты встаешь за дирижерский пульт, дирижирование дает возможность контакта другого типа, но в большей мере для музыкантов оркестра, с точки зрения слуха мое восприятие музыкантов не сильно изменилось: что слышал тогда, слышу и сейчас. Приглашая разных дирижёров, вы учите коллектив перестраиваться, знакомиться с различной творческой манерой? Это складывается из многих вещей. Если сказать коротко, мы – растущий коллектив, молодой, несмотря на возраст. Поэтому общение с хорошими музыкантами, безусловно, обогащает. Общение человека с человеком даёт возможность развития. Общества, закрытые внутри себя, не развиваются и в конечном счёте вымирают. Мы – действительно молодой коллектив. Мы не находимся в статусе Берлинского филармонического оркестра, который многократно "пропускает дирижёров через сито"– это, наверное, и правильно: они боятся потерять свои традиции. Но всё равно лицо Берлинской филармонии меняется каждый раз, соприкасаясь с новым дирижёром. Мы же обретаем своё лицо – и нам требуется большое количество творческих контактов, не только с дирижёрами, но и солистов. Хотя и у нас также существует отбор: мы соглашаемся далеко не на все предложения. Не успел оркестр с новым руководителем "набрать обороты", как грянула пандемия. Несмотря на это, ваш коллектив весь прошлый сезон вел активную творческую жизнь, участвовал в разных проектах, отмечал 250-летие Бетховена и делал многое другое. Многие жалуются на пандемийный простой, а вы с оркестрантами в самое ковидное "пекло"репетировали онлайн, готовили программы, строили планы… Мне кажется, что "пекло" не заканчивается: то сложный 1998 год, то 2008-й, то 2020-й. Это связано с отношением к жизни. Есть люди, которые при встрече с негативными событиями опускают руки. Я отношусь к происходящему вокруг очень спокойно. Просто надо заниматься творчеством в предлагаемых обстоятельствах. Великие композиторы прошлого, которые создали все то великолепное наследие, благодаря которому музыканты могут не только заниматься любимым делом, но и зарабатывать деньги, существовали в гораздо более непростых условиях. Чего нам роптать и тем более объяснять собственные творческие тупики событиями, на которые мы не можем повлиять?.. Но все-таки объективно на всех артистов и на все оркестры повлияло то, что не было выхода к публике, замерла концертная жизнь… Действительно, была такая проблема, но это длилось не так долго. В данном случае это был интересный вызов с точки зрения организации творческого процесса. По моей скромной оценке, мы вышли из периода пандемии на более высоком уровне, чем вошли в него. Как мне кажется, это было достигнуто благодаря системе, которую за одну неделю удалось внедрить. У нас не случилось творческого простоя. Во-первых, после выхода в середине марта 2020 года указа мэра о приостановке всех мероприятий у меня самого в первый же день состоялся концерт в большом зале "Зарядье". Это был первый концерт, который транслировался онлайн. Думаю, на следующий день у многих руководителей творческих коллективов возник вопрос: как сохранить профессиональную форму артистов? Мне показалось, что мы вполне в состоянии организовать не отчётную деятельность для галочки, а с помощью популярных интернет-ресурсов разработать систему репетиций с еженедельно меняющейся программой. Что же это за система? Все происходило через Zoom и Google. Сначала встречались концертмейстеры, которым передавали фрагменты и инструкции по исполнению. Каждому музыканту давали индивидуальное задание вместе с видео от концертмейстера, который знал, что ждет дирижер от группы. После работы над фрагментом в определенный день до установленного времени музыканты должны были загрузить уже свое видео в "облачный"диск, после чего мы отсматривали их. Это очень длительный процесс. Кого-то отправляли на пересдачу, и тогда человеку приходилось на следующей неделе записывать в два раза больше фрагментов. Мы проявляли бескомпромиссность с точки зрения качества исполнения и требований, поэтому всем пришлось заниматься. До сих пор у меня в записной книжке есть список фамилий музыкантов, против которых по неделям отмечены плюсы и минусы с комментариями. Насколько более внимательно у меня самого получилось присмотреться к каждому конкретному человеку. Были, честно сказать, и "отстающие", но требовательность к работе в условиях пандемии вывела их из "отстающих", разбудила, заставила посмотреть на себя критически. В общем, для нашего коллектива пандемия – время благодарное, учитывая, что власти Москвы полностью сохранили зарплату, за что невозможно не быть благодарными! Эта ситуация дала нам возможность заглянуть вглубь себя. На такой случай китайская философия и предлагаемое ею отношение к жизни дает тебе преимущество: ты всегда с козырями на руках в любой сложной ситуации. Мы смогли освоить таким образом несколько крупных сочинений – Девятую симфонию Бетховена, Концерт для оркестра Бартока и еще несколько произведений. Что, например, позволило нам через год, 15 мая 2021 года, исполнить Бартока в "Зарядье" с дирижером Валентином Урюпиным, а высокая степень готовности симфонии Бетховена потребует меньшего количества репетиций для октябрьского проекта "Все симфонии Бетховена". Проект этого сезона "Все симфонии Бетховена"– музыкальное приношение к юбилею композитора? Когда мне в голову пришла эта идея, я понял, что в Москве ею никто не занимался долгое время. Удивительное упущение, которое хотелось бы исправить. Просто сама идея достойна ведущих культурных столиц, к которым Москва относится совершенно точно. В основных культурных центрах – Берлине, Париже, Лондоне, Мюнхене, Вене – девять симфоний Бетховена исполняются достаточно часто, потому что это не только символ, но и примета налаженной культурной жизни. Вот должны быть велодорожки и кинотеатр, в который можно фильмы на оригинальном языке посмотреть – и исполнение всех симфоний Бетховена тоже должно быть. Естественно, от него можно отказаться. Но это такой вот культурный must, который определяет наш культурный код, что мы не откуда-то там с Луны, а часть большой цивилизации и сами внесли огромный вклад в западную культуру. Вклад русского музыкального искусства XIX-XX веков в музыкальную культуру сопоставим с "немецким" вкладом. Исполнение Бетховена, мне кажется, обязательная вещь. И я счастлив, что именно нам удастся, с одной стороны, быть первыми. С другой стороны, мы делаем это не ради того, чтобы быть первыми. Мы делаем это, прежде всего, для себя: нам это нравится. Я уверен, что это многое даст коллективу. После исполнения девяти симфоний Бетховена коллектив уже никогда не будет прежним, и отношение каждого музыканта к себе изменится. Люди по-другому начнут ощущать себя в другом репертуаре. Ведь мы сыграли девять симфоний!.. Может быть, это не самое большое, но определенное достижение в жизни каждого музыканта в оркестре. Конечно, наша стратегическая цель – это творческий рост коллектива, наращивание его исполнительского потенциала, расширение репертуара. Последнее невозможно без освоения его основ, каковой является Бетховен. Цикл бетховенских симфоний откроет нынешний сезон МГСО? Нет. Мы открыли сезон 1 августа концертом, посвященным Дню Рождения ВДНХ в "Зелёном театре". Это был симфонический спектакль "Война и мир". На этой неделе нам предстоят гастроли в Италии – надеюсь, они состоятся, но в наше время нельзя быть уверенным. Может быть, в российском народе музыка Бетховена не так популярна, как "Лебединое озеро" Чайковского, но спросите музыкантов – на творчестве Бетховене во многом стоит вся последующая симфоническая музыка. Как можно не любить Бетховена? Этот человек создал невероятное наследие; пожалуй, процент его «необязательных» вещей – где-то около нуля. 250-летие Бетховена мы отметили очень бурно. Осуществили проект Бетховен-Марафон, сыграв все концерты: фортепианные, скрипичные и Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано. Не сыграли только "Фортепианную фантазию", которую нужно исполнять с хором, а всё остальное сыграли. В рамках проекта "Бетховен CrazyWeekend" была исполнена почти вся камерная музыка Бетховена: все квартеты, все скрипичные сонаты и другие ансамбли, включая вокальные. В этом проекте приняли участие Юрий Башмет, Александр Рудин и многие другие выдающиеся музыканты. Я прослушал все два с половиной дня "Бетховен CrazyWeekend"и могу передать свои ощущения от музыки Бетховена - от неё не устаёшь. Столько же музыки многих других композиторов даже музыканты не смогли бы слушать. Бетховен же – абсолютный новатор; сильны его идеи. Иногда мелодические линии не самые богатые (он не славен длинными мелодиями), но какое количество идей на квадратный сантиметр бумаги! То же самое с девятью симфониями Бетховена: на слух ни одна не похожа на другую. То складывается ощущение, что музыку пишет какой-то хулиган, то мы видим картины сельской жизни, то слышим раскаты грома, чувствуем, как судьба стучится в двери. Или совершенно невероятный траурный марш из седьмой симфонии Бетховена, или "Ода к радости"… Талант Бетховена – как горячий нож, разрезающий масло; он смотрел сквозь века и точно видел будущее. Он и сегодня звучит актуально, очень современно. Бетховена невозможно переиграть. Мы разговаривали с коллегами и пришли к выводу, что крупное полотно композитора романтической эпохи можно выучить достаточно быстро. С симфониями Бетховена такого не случится. Несмотря на то, что требуется в два раза меньший состав оркестра, используется в четыре раза меньше нот – добиться качества в исполнении несопоставимо сложнее. Много десятилетий Девять симфоний как цикл не исполнялись российским коллективом в Москве. Их исполнение – большое событие. Конечно, кто-то вспомнит: "В 2015 приезжала Венская филармония". Действительно, приезжала и играла Бетховена, но Венская филармония – не российский оркестр. Были такие годы, когда в течение сезона исполнялись Девять симфоний Бетховена, но такого, чтобы один оркестр сыграл их за несколько дней подряд, в Москве не было очень долго. Вполне возможно, что в новейшей истории нашей страны это произойдет впервые. Симфонии будут исполняться не подряд: по две каждый день и Девятая – отдельно. Ваш опыт руководства накапливался долго. 17-летним студентом консерватории вы стали основателем Фестиваля Ars Longa, который процветает и по сей день. Как вам такое доверили? Мне никто не доверял. Это полностью моя инициатива и моя история. Никаких ресурсов не было: я бы и хотел какой-то поддержки, но нет. Спонсора, который бы оплатил тогда концерт закрытия, мы нашли уже в процессе фестиваля. Отчасти это была студенческая авантюра. Скорее, я встречал недоверие, непонимание. Да еще учитывая 2000-й год: привычки встречать такие инициативы не было, господдержки не было, и невозможно было ее ниоткуда взять, попросить. Все делалось дружескими усилиями в самой студенческой среде. Сегодня фестивалю 21 год, он действительно вырос, но рост был очень неспешный и довольно интересный. В какой-то момент я подумал, что если б я знал воду, в которую захожу, то не зашел бы. Но, уже отплыв довольно далеко от берега, разменяв третье десятилетие, я вижу: творческий иммунитет проекта стал выше и больше. Когда было совсем тяжело, что вами двигало? Тщеславие, упрямство? Наверное, я упрямый человек. Честно говоря, тяжело никогда не было. Ну, разве что на каких-то коротких периодах. Просто думаешь, как сделать, чтобы не было тяжело. Что такое "тяжело"? Это временная ситуация отсутствия верного решения. Вас воспитали ваши педагоги: Татьяна Абрамовна Зеликман, Лев Николаевич Наумов, Сергей Леонидович Доренский… Я бы ещё назвал Евгения Королёва – его знают гораздо меньше, но он оказал на меня такое же большое влияние, как и Татьяна Зеликман. Евгений Александрович был моим последним педагогом по фортепиано. Это даже ближе к творческому единомыслию, чем к педагогической работе. Соприкосновение с музыкантом такого масштаба, который в педагогике был конгениален своему исполнительскому таланту, при нахождении общего языка давало бесценные профессиональные идеи, которые во многом изменили меня как музыканта. Мне повезло попасть к Евгению Королёву взрослым человеком – на тот момент мне было почти 30 лет. Я думаю, это открыло новые возможности общения, потому что общались мы иначе. Во-первых, мы подружились, и он неоднократно приезжал на мои мероприятия – в частности, на "БахМарафон"в "Зарядье": Королев – один из выдающихся исполнителей музыки Баха, но и не только его. Бах – вершина, на которую не всем удалось взойти. Королев научил меня слуховой требовательности, что очень важно. Когда в детстве педагоги нам говорят, что ни одна нота не может быть сыграна просто так – это кажется общим местом, пусть мы и понимаем, что это – правда. Но только когда ты по-настоящему видишь, как собирается конструктор сочинения, когда каждый звук в нём действительно имеет своё бесценное место и бесценное значение, это пробуждает в тебе новое отношение к исполняемому, или уже исполненному, или к тому, что ты учишь. Начинаешь относиться к музыке совершенно иначе, что и случилось со мной. Это всё ещё русская школа, но она другая. Здорово, что талант Евгения Александровича сложился и расцвёл за рубежом. Возможно, это произошло позже, чем хотелось бы, но позволило ему сохранить себя и не идти на компромиссы с привычным подходом, сложившимся в СССР по отношению к исполнению западноевропейской музыки. Вы совмещаете еще одно руководство, являетесь артистическим директором детского конкурса Гран-при "Золотые таланты". В 2017 году меня пригласили возглавить и как-то перезапустить этот проект по-новому. Спустя 4 года он стал позитивно развивающимся эффективным проектом, приобрел большой информационный охват. В рамках этого проекта, который учрежден благотворительным фондом "Искусство, наука и спорт", теперь есть и конкурс гран-при "Золотые таланты". Он проходит каждый год по разным специальностям, в том числе, среди композиторов. Что пожелаете читателям этих строк? Здоровья! Хотел бы пожелать, чтобы люди не боялись ходить на классические концерты: это вовсе не скучно. Это удивительно интересное дело, замечательная музыка, и эта музыка лучше любой вакцины, любого лекарства очищает ваш разум и душу. Не просто избавляет вас от хлопот, а, как витамины, помогает вам в сложном меняющемся мире, в котором всегда что-то происходит. Помогает жить, чувствовать себя уверенно и сохранять ясность рассудка, чистоту души. И это все – классическая музыка. Слушайте музыку!

Иван Рудин: "Я упрямый человек".
© Ревизор.ru