Войти в почту

Почему россияне считают Михалкова лучшим режиссером и почему с ними спорят критики

Вчера отмечался День российского кино, в связи с чем мы провели опрос: кто считается лучшим российским режиссером современности. Оказалось, что лучшим режиссером россияне считают Никиту Михалкова. Никита Сергеевич уже давно отстранился от кино. Последней его работой стал провалившийся в прокате трехчасовой фильм «Солнечный удар». Да, Никита Михалков - один из немногих отечественных режиссеров, завоевавших «Оскар» (за фильм «Утомлённые солнцем»). Однако по-настоящему народных и любимых зрителем картин ему снять так и не удалось - как и скандальных. В последние годы имя Никиты Михалкова остается в новостной повестке только благодаря его авторской программе «Бесогон», где он порой в грубой форме транслирует авторитарные мысли. И все-таки он остается лучшим российским режиссером.

Почему россияне считают Михалкова лучшим режиссером и почему с ними спорят критики
© Слово и Дело

Михалков - лучше всех?

По словам кинокритика Александра Шпагина, имя Никиты Михалкова стало едва не каноничным. В комментарии для «Слово и Дело» критик объяснил: результат опроса указывает не на талант и мастерство Михалкова, а на ограниченность кругозора среднестатистического россиянина. Так сложилось, что в современной российской культуре слово «режиссер» ассоциируется с фамилией Михалкова, а о других режиссерах человек вспомнит, только серьезно задумавшись.

«Дело в том, что россияне знают только трех режиссеров, а вообще - двух. В первую очередь - Михалков, во вторую - Федор Бондачук (его отца, оскароносного Сергея Бондарчука уже помнят плохо), и в-третьих - Адрей Звягинцев. Многие слышали, что есть такой Звягинцев и он снимает неплохое кино. Я думаю, что, пораскинув мозгами, россиянин подумал: «Ну делал же Михалков хорошие фильмы». Судя по комментариям в интернете, сегодня все ненавидят как Михалкова, так и Бондарчука. Но если уж выбирать между ними — между тем и другим злом — то лучше, безусловно, Михалков. Тем более, его все любят как актера. Тут ему все отдают должное», — считает кинокритик.

При этом Александр Шпагин подчеркнул, что Никита Михалков ассоциируется с прошлым, которое вызывает приятные, ностальгические эмоции.

«Федор Бондарчук ассоциируется с «мажорством», а Михалков — с барством. Бондарчук ассоциируется с современностью, а Михалков с прошлым. Прошлое всегда приятнее, ему отдастся приоритет. Советское прошлое, в том числе», — высказался кинокритик.

Вместе с тем кинокритик отметил: вполне возможно, что среднестатистический россиянин и вовсе не знает, кто его любимы кинорежиссер - в силу малой насмотренности. Например, многие восхищаются фильмами «Брат» и «Брат-2», но не знают, что их снял Алексей Балабанов. Так же, россияне высоко оценивают картину «Ликвидация», однако не знают, что ее снял Сергей Урсуляк. Однако в сознании народа есть максима - если режиссер, то Михалков.

Кто лучший режиссер?

По мнению кинокритика, лучшим российским режиссером является Алексей Балабанов. Это подтверждается тем, что после его смерти никто не смог подняться на его вершину. В качестве претендента Александр Шпагин называет Алексея Германа-младшего, у которого недавно вышла картина «Дело», высоко оцененная критиками.

«Свято место Балабанова пока пусто, хотя вчера я посмотрел прекрасную картину Германа-младшего «Дело» - возможно, лучшую картину, которую он снял на сегодняшний день. Я даже не ожидал, что он снимет такую картину — не изысканно-пижонскую, а именно дельную, мощную. Это психологическое, социальное высказывание на злобу дня, о реальности. Это то, чего так не хватает нашему кино — социального подхода к серьезным проблемам реальности, в которой мы живем. Здесь это было сделано на высочайшем уровне. Я бы ее сравнил с картиной Звягинцева «Елена». За последние 10 лет более серьезных картин на тему социума я не помню. Я вспомнил о фильме Германа-младшего, потому что это движение в сторону Балабанова. Он тоже всегда стремился не просто сделать точное высказывание о реальности, но и в своеобразной художественной форме. Каждая картина Балабанова в той или иной мере открывала новые возможности киноязыка. А еще это был взгляд в бездну. Еще раз подтверждается гипотеза, что художнику необходимо постоянно якшаться с дьяволом и водить его на поводке, иначе он сядет на шею. А это лучше всего порождает смыслы, чувства, размышления», — считает кинокритик.

Но не только Александр Шпагин выделяет Алексея Балабанова как лучшего режиссера - это также высказывал Юрий Дудь в своем фильме об этом режиссере. Однако также в качестве величин отечественного кинематографа необходимо назвать Андрея Звягинцева и Александра Сокурова, которые тоже, по мысли кинокритика, владеют «магией киноязыка». И все же, сегодня немногие режиссеры способны создавать произведения искусства - не только для кинофестивалей, но и для широкого зрителя.