«Петровы в гриппе»: новый новогодний фильм о реальной России
«Петровы в гриппе» — новый фильм режиссера Кирилла Серебренникова, снятый по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Даже спустя несколько лет после выхода книга продолжает экранизироваться и ставиться на сцене. Серебренникову же, как кажется, точнее всего удалось передать глубинную суть произведения с помощью коронных визуальных приемов. Премьера картины состоялась на Каннском фестивале в июле, а вам мы обязательно советуем оценить новый фильм режиссера в прокате с 9 сентября. Синопсис Главные герои — семья Петровых, олицетворяющая типичную российскую семью. Даже фамилия у них одна из самых распространенных. Однажды они заболевают гриппом и мир вокруг них начинает меняться и превращается в настоящее безумие. Но так ли он на самом деле отличен от нашей повседневной реальности? Действие происходит аккурат перед празднованием Нового года: тут и Снегурочка, и детские ёлки, и наряженные прохожие. Вот он, современный новогодний фильм, полностью отражающий реальную Россию. © Кадр из фильма «Петровы в гриппе» Структура Впервые мы встречаем главного героя, Сергея Петрова, в транспорте, который сразу же отвозит нас в этот новый мир, балансирующий на грани фантазии и реальности, мистики и быта, прошлого и настоящего. Порой бывает сложно отличить галлюцинации от реальности, так как, кажется, всё это вполне может происходить и наяву в каком-нибудь провинциальном городке. © Кадр из фильма «Петровы в гриппе» Но в этом и задумка как автора книги, строящего текст на чередовании глав о Петровых и интермедий, так и Серебренникова. Режиссер намеренно утомляет зрителя длинным хронометражем и нелинейной структурой, чтобы тому самому удалось погрузиться в это состояние болезни. Мучительные два с половиной часа оканчиваются свободой вместе с рэпером Хаски, играющим трупа, которому наконец-то удается выбраться из гроба. © Кадр из фильма «Петровы в гриппе» Визуальная составляющая Оператор фильма Владислав Опельянц получил на Каннском кинофестивале премию Высшей технической комиссии, заставив своими визуальными решениями «почувствовать всю лихорадку персонажей картины». Действительно, в фильме множество длинных и тягучих кадров, перетекающих из одного в другой. В какой-то момент это даже вызывает физическую тошноту, но в хорошем смысле этого слова. Порой кажется, что ты по кругу пересматриваешь одни и те же сцены, позволяя почувствовать, что и ты сам попал в воображаемый Ад во главе с Аидом, который несколько раз фигурирует в фильме. Серо-желтая, даже грязная, цветовая гамма только добавляют ощущения гнили и хтони этого мира. Впрочем, как в интервью Кинопоиску сказала Чулпан Хаматова, исполнительница роли Петровой, она видела первоисточник совершенно иначе. «Я, например, много смеялась, читая книгу, — просто до неприличия. А у Кирилла, мне кажется, видение «Петровых» наложилось на его жуткий опыт домашнего ареста и всего, что ему предшествовало, — книга стала поводом и основой для его личного высказывания на эту тему — о том, каково сегодня жить в России», — рассказала актриса. Отражение России и глубинные смыслы «Петровы в гриппе» — очевидно, очень метафорическое кино. Смешивая современность и советскую эпоху, Серебренников дает понять, что проблемы были и остаются одни и те же. Каждый увидит в фильме что-то, что отзовется именно ему и напомнит собственное детство. Несмотря на то, что весомая часть картины состоит из галлюцинаций, они отлично отражают русский культурный код — уход в бессознательное, как говорил другой известный писатель «русской хтони» — Дмитрий Глуховский. В зависимости от вашего представления о России финальный «побег» Хаски можно трактовать по-разному — это либо символ непобедимости нашего народа, либо путь в никуда.