Войти в почту

Проверка на искренность: русское кино vs зарубежное кино

Многие отечественные режиссеры сходятся во мнении о том, что русский киноренессанс стал возможен благодаря честности, которая появилась в работе всех причастных к созданию аудиовизуального повествования. А также осознанию важности развития форм дистрибуции, распространению гибридной системы проката.

Проверка на искренность: русское кино vs зарубежное кино
© Слово и Дело

Но если в вопросах экспорта страны зарубежья ушли дальше нашего, то в сфере искренности, очевидно, у русского режиссера, оператора, актера есть задел для победы.

Что есть «честность» в кино?

Это не синоним правды, а что-то стоящее с ней бок о бок. Как будто мы взяли синема верите, закрыли глаза на отсутствие достаточной художественности и искусственно провоцируемые социальные ситуации, и почувствовали совершенно прозрачные, понятные, естественные междометия, слезинку в уголке глаза, улыбку, заключенную в едва опущенных уголках губ. Экспериментальное направление французского кинематографа середины XX века, которое мы привели в пример, в свое время было претензией на документальное кино, к которому мог быть к лицу ярлык «основано на реальных событиях». Насколько ненавязчивое наблюдение за людьми и беседа с ними ложится в категорию истинности — сложный вопрос. Однако мы убеждены, что ни одно кино не в состоянии придерживаться стопроцентной правды — впрочем, как и ни один историк.

Все потому, что использование архивных материалов или рассказов очевидцев, создание приближенной к историческому периоду бутафории не может снять флер субъективности с киноленты. Она во всем — в выборе актеров, ракурсов, главной идеи, фразах действующих персонажей. Это не плохо, это естественно для любого вида творчества, в основе которого лежит интерпретация того, что вокруг.

Ссылка на правду в наше время чаще всего является средством оправдания каких-то этических дилемм (обмана субъектов-героев с целью массовой огласки откровенного комментария или документа, причинение ущерба окружающей среде) или желания заработать на потребности общества в подлинности. Так, иногда режиссеры и сценаристы уповают на высшую истину, которую должно нести кино в массы. Но, увы, не каждое средство оправдывает цель.

«Мы пытались выстрелить в нескольких, но оба промахнулись. Без моего ведома, [дрессировщик животных] сломал следующему кролику ногу, так что он не мог бежать. Итак, у нас есть один. На следующем дубле они спросили: "Может, нам снова сломать ему ногу?" <...> Там сидел оператор-постановщик и говорил: "Нет, я уверен, что ты не захочешь этого делать", но кивнул головой — "да". Я жалею об этом. Это съедает меня каждый день», — из книги «Честная правда: режиссеры документалистики про этические проблемы в своей работе».

Да и правда не каждая нужна… Так что же тогда честность в кино?

«Мне кажется, что любой режиссер честен тогда, когда он снимает потому, что уже не может не снимать. Так было со мной: когда я уже не мог не снимать, я взялся за фильм "Мятный пряник". Да, в нем присутствуют легкие документальные кадры в самом начале, когда дети из детских домов и многодетных семей отвечают на вопрос, что такое мама. И параллельно с ними отвечают старики из дома престарелых. Как это ни странно, ответы детей, которые находятся еще в самом начале своего жизненного пути, и старичков совпадают. Режиссер тогда честен, когда он оголяется, полностью показывает, что у него творится внутри через образы, героев, картинку, музыку, все визуальные и вербальные средства, которые присутствуют в кинематографе, и самое главное — невербальные, которые он пытается передать», — поделился своими мыслями с редакцией режиссер Андрей Карасов.

Получается, что настоящий режиссер в своей работе не должен игнорировать возможность высказать идеи, мысли, чувства о том, что лично он считает подлинным. Это тот высокий стандарт, которому должны следовать все участники кинопроизводства, особенно если речь идет об интерпретации действительных сюжетов жизни, а не фантастических.

«У нас в фильме присутствует момент, когда одна из героинь говорит от имени своего персонажа, но в какой-то момент происходит обращение изнутри актрисы к своей настоящей маме. Это актриса Инна Михайловна Чурикова, и она обращается к маме, которой уже нет на этом свете. Вот там момент, когда правда сильнее, чем игра», — рассказал Андрей Карасов.

Мир разделился на два лагеря…

На прошедшем форуме «Российской креативной недели» автор картин «Огонь», «Я худею», «Обратная связь», «Пара из будущего» Алексей Нужный высказал свое мнение о расцвете отечественного кинематографа и причин, способствующих этому. Первая из них — тенденция российских создателей кинолент к честной и искренней работе. Вторая — неповторимая работа русских в самом универсальном жанре — драме.

Обычно о российском кинематографе действительно говорят как о сосредоточении драматических работ. И справедливости ради надо отметить, что среди русских драм есть большое количество достойных работ. Из последних — «Уроки фарси», «Аритмия», «Ученик», «Салют-7».

Некоторая граница между отечественным кинопроизводством и другими жанрами (фэнтези, ужас, триллер), вероятно, связана с недостаточной развитостью съемки как таковой. На контрасте — в западных странах большее внимание уделяют постпродакшену, вкладываются в высококачественную картинку, не ленятся взаимодействовать с зеленым экраном, для обработки которого нужно приличное количество времени, прорабатывают детали изображения. Что касается России, у нас сейчас ведется какое-никакое развитие производственной части кино, что не может не радовать.

Склонность к драматизму российского кино вызвана и другим обстоятельством — русский человек умеет переживать все события отличным от других народов способом, что блестяще передают в своей «душевной игре» такие актеры, как Константин Хабенский, Александр Петров, Сергей Безруков, Чулпан Хаматова и другие.

При всем этом кажется странным то, что многие русские кинематографисты будто намеренно обходят болевые точки, темы, которые стоят серьезного повествования. Так, на один хороший фильм приходятся десять глупых, дешевых мелодрам, которые «лепят» конвейерным методом. Главная причина этого — огромная роль государства как регулятора и инвестора в киноиндустрии. Вот почему одним из трендов российского кинопродукта является идеологический патриотизм: наше государство отнюдь неравнодушно относится к тому, как оно показано на экране. И опять же — все это имеет место быть, но финансовое давление, которые оказывается на режиссеров, сценаристов, съемочные группы, не дает возможности честно рассказывать о том, что задевает, трогает, вызывает сильную эмоцию. Поэтому они обращаются к менее рискованным проектам — романтическим драмам и комедиям.

Недавно блогер Евгений Баженов (BadComedian) высказывал подобную идею в контексте конфликта зрителей и творцов, который неизбежен из-за стремления киносоздателей угодить государству и определенным деятелям искусств.

Конечно, и за рубежом кино направлено на заработок, а режиссер занимается своим ремеслом, но западная схема бюджетирования фильмов очень отличается: там финансовая поддержка базируется на инвестициях вещательных компаний, собственных средствах продюсеров и деньгах, вырученных с предварительных продаж ленты. Такой расклад позволяет свободно рассказывать в киноленте о самых актуальных проблемах и несправедливостях.

Но и в случае с зарубежной «киночестностью» не все так гладко. Распространено мнение, что иностранный кинематограф, в особенности американский — не что иное, как наигранная картинка, отражение красивой, но несбывшейся мечты. И вправду, вылизанное изображение, подслащенное спецэффектами, драйвом, роскошью и сексуальными актерами, делает свое дело. Режиссер Андрей Карасов считает, что массовая смотрибельность в кинематографе стоит отдельно от честности — особенно от авторского кино:

«Честность — это субъективизм. Когда мы смотрим субъективные вещи, мы либо верим, либо нет. А зрелищность обязана быть объективной для привлечения внимания. Но объективность чаще всего оказывается не для всех честной. Вот такая вот философия получается».

Российский кинематограф сейчас действительно процветает. И это замечательно. Но можно ли этот успех связать с уникальной русской честностью? Скорее всего, дело в обычном расширении возможностей финансовых, сценарных, аудиовизуальных у отечественных режиссеров и продюсеров.

Сравнивать же киноленты разных стран на предмет искренности несколько абсурдно, в идеальном смысле все они должны быть созданы людьми, кричащими своими душами, талантами и эмоциями. Ведь из всех жанров именно на честное кино спрос будет всегда.

«"У кого правда, тот и сильнее", — сказал Сергей Бодров. Поэтому совершенно не важно: американское это кино или русское. Если оно вызывает эмоции, мурашки, дрожь по телу, значит оно донесено предельно честно. А зрелищность и популяризация жанров — это уже отдельные факты», — дополнил режиссер Андрей Карасов.