Войти в почту

Постановка со знанием дела

Дебют Раскольникова В ИК-11 УФСИН России по Курской области (так официально называется исправительное учреждение) отбывают наказание около 300 женщин из разных регионов ЦФО. Они считаются рецидивистками: в биографии каждой – от двух до семи судимостей. Самые распространённые категории преступлений – сбыт и хранение наркотиков, кражи, убийства и причинение тяжкого вреда здоровью потерпевших. Работа, учёба и творчество – основы воспитательного процесса в режимном учреждении. В колонии очень сильная художественная самодеятельность, хотя профессиональных артистов здесь не было. Если не считать отбывавшей наказание за убийство гимнастки из Московского цирка на Цветном бульваре. Она освободилась несколько лет назад – до создания театрального кружка. Своя «труппа» в колонии появилась в 2018 году. Начинали с малых форм: флешмобов, концертов (многие осуждённые великолепно танцуют и поют), коротких сценок. Поставить такое сложное произведение, как «Преступление и наказание», решились впервые. В спектакле участвуют 14 актёров. Так как колония женская, все роли исполняют представительницы прекрасного пола. Как отметила режиссёр – старший лейтенант внутренней службы Александра Баринова, роли распределяли по характеру и темпераменту исполнительниц. Родиона Раскольникова, студента, зарубившего топором двух женщин, сыграла Вера (фамилии осуждённых не указываются по их просьбе. – «КП») из Москвы. За причинение тяжкого вреда здоровью человека её приговорили к шести годам лишения свободы. Два года уже прошло. Вера поёт, играет на гитаре, но в театрализованной постановке участвовала впервые. Раскольников стал её дебютом и сразу главной ролью. – Текста у моего героя очень много, у Достоевского сложный язык, встречаются обороты, которые теперь не употребляются, – рассказывает Вера. – Учить роль было трудно, перед спектаклем я волновалась, что собьюсь. Перед отбоем (он в колонии наступает в 22 часа. – Ред.) снова перечитывала свои реплики. Говорят, текст лучше всего запоминается «на сон». Идею Раскольникова об исключительной личности, которая имеет право на убийство, и ужасную арифметику – лишить жизни одну «злобную и никому не нужную» старуху, чтобы помочь тысячам людей, Вера не разделяет. – Он больной человек, я ему сочувствую, – отвечает женщина на вопрос об отношении к своему персонажу. Сцены убийства старухи и её племянницы в постановке не показали. Всё происходило «за кадром». В зале специфическая аудитория, и агрессия не нужна. Та же Вера не хочет рассказывать о том, как попала на скамью подсудимых. Но в отличие от главного героя романа, она убийцей не стала. Сонечкина каторга В последнем действии подруга главного героя проститутка Сонечка Мармеладова следует за любимым на каторгу. Жертвенность – основная черта характера этой героини. Сыграла её 28-летняя Яна из Подмосковья. Срок у Яны очень большой – десять лет лишения свободы. Девушка была задержана при сбыте наркотиков. Причём это случилось с ней во второй раз. Яна – второй ребёнок в многодетной семье. Сонечка пошла на панель, чтобы накормить троих маленьких детей своей мачехи. Может быть, и Яна решилась торговать наркотиками потому, что её младшие братья и сестра нуждались? – Не буду обманывать ни вас, ни себя. Финансовых проблем в нашей семье нет, – категорично отвечает девушка. – Всё это я делала только для себя. На наркотики – а я сама их принимала – нужны были деньги, я покупала дорогую одежду, посещала ночные клубы… Спектакль Яна отработала, что называется, с душой. – В сцене, когда умирает мой отец, у меня выступили настоящие слёзы, – говорит актриса. – Ведь дома меня ждёт папа, и он очень меня любит. Мы часто разговариваем по телефону, он рассказывает, как живут мои братья и младшая сестрёнка. Её, кстати, зовут Соня. Конечно, Яне хочется домой, хочется увидеть близких, встретить хорошего человека, выйти замуж, родить детей. В местах лишения свободы девушка находится два с половиной года. Впереди ещё семь с половиной лет. Яна надеется заслужить право на условно-досрочное освобождение. Это возможно для тех заключённых, которые хорошо работают, не нарушают режим и готовятся к нормальной жизни на свободе. Как сказал начальник ИК-11 Валерий Ламанов, в прошлом году условно-досрочно было освобождено порядка 60 осуждённых. Теперь им важно не вернуться к спиртному и наркотикам, из-за которых они и попали за решётку. «Синдром» Мармеладова Роль Семёна Мармеладова блестяще исполнила Юлия из Брянской области. Её герой-пропойца кичится страданиями, которые причиняет своим близким. Он называет себя свиньёй и подлецом, из-за него голодают жена и дети. Глава семьи кается, что пропил и чулки, и башмаки супруги, а сам тут же заказывает спиртное на выманенные у Сонечки последние 30 копеек. Сама Юлия осуждена за кражу. Семьи у неё нет. Женщина жила по принципу «украл – выпил – в тюрьму». С родственниками связь потеряна, и общаться с ней они не хотят. У Юлии нет детей, которые при живой матери остались бы сиротами. Примеры рядом: детей многих осуждённых женской колонии воспитывает государство. По словам Валерия Ламанова, около 50 человек выплачивают алименты на их содержание. В основном осуждённые задействуются на швейном производстве и выпускают спецодежду на все сезоны. Оплачивается это неплохо, в месяц можно заработать 20 тысяч рублей и больше. Разумеется, матери скучают по своим детям. Несколько человек, помимо алиментов, посылают им и дополнительные суммы, а в местном магазине заказывают подарки к праздникам, дням рождения. Большинство алиментщиц лишены родительских прав. Здесь, в колонии, они мечтают, что обязательно вернут детей, как только освободятся. Но эти планы не осуществятся, если на пути снова встанет водка. Так вернулась в колонию Инна, которая после освобождения отправилась не в интернат к ребёнку, а к своему сожителю. Они отметили встречу, а когда выпивка закончилась, женщина украла в магазине дорогую водку и попалась. – Такова уж черта моя, я прирождённый скот! – восклицает на сцене Юлия-Мармеладов. И некоторые зрительницы печально кивают. Воспитывает классика Как разорвать этот замкнутый круг, подсказывает классика. Все беды от безделья, тщеславия и ложного смирения. В спектакль режиссёр ввела нового персонажа – самого Фёдора Михайловича Достоевского. Писателя играет осуждённая за наркотики Марина из Смоленской области. Она появляется после каждого акта и словами Достоевского по полочкам раскладывает причины несчастий в семьях Раскольниковых и Мармеладовых. Идея убить старуху созрела в голове студента, когда он из-за нехватки средств перестал учиться. Работу Раскольников не искал, хотя тысячи студентов зарабатывали на хлеб репетиторством. Родион же был слишком горд, чтобы возиться с избалованными детьми. Сравнивая себя с Наполеоном (вот только император не бегал с топором!), Раскольников отправился к старухе, а когда под руку попалась безропотная племянница ростовщицы, не пожалел и её. Семёна Мармеладова выгнали со службы из-за пьянства. Он жаловался, плакал, но продолжал пить, пока не погубил себя и тех, кого любил. На роль следователя Порфирия Петровича претендовало несколько осуждённых. А досталась она 32-летней Яне из Брянска. Яна отбывает наказание за наркотики, и это её вторая судимость. Женщина получила четыре года лишения свободы, дома её ждёт муж. По крайней мере, Яна на это надеется. Актриса говорит, что хотела показать главную мысль всего произведения: ни одно преступление не остаётся безнаказанным. А расплачиваться приходится не только преступнику, но и его близким. Зрители встретили премьеру бурными аплодисментами. Хотя репетиции шли только один месяц, в постановке всё продумано до мелочей. Декорациями не ограничились. На экран проектировались фото: трактир, улицы Петербурга, обстановка в меблированных комнатах времён Достоевского. Сложные высокие причёски дам соорудила осуждённая за наркотики парикмахер колонии Виктория из Москвы. Она же исполнительница роли сестры Раскольникова Дунечки. Работая гувернанткой в богатом доме, Дунечка старается помочь матери и брату. Женскую тему самопожертвования и любви в постановке «ведёт» нежная мелодия «Музыка ангелов» (оригинальное название – «River Flows in You»). Видео спектакля будет отправлено в Москву на конкурс. – Коллектив в нашем театральном кружке творческий, и мы очень старались, – говорит Александра Баринова. – В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Писателю посвящён Всероссийский конкурс на лучшую постановку «Преступления и наказания» среди осуждённых. Классика необходима в воспитательном процессе. В том числе и для того, чтобы задуматься об ошибках и опрометчивых роковых поступках героев произведений. В этом убеждены и Александра Баринова, и начальник колонии Валерий Ламанов, и старший психолог Ирина Суринская. Итоги всероссийского конкурса подведут в ноябре. Актрисы и зрители курской женской колонии надеются на победу. А первый результат уже есть: в зале кто-то сказал, что хочет прочитать Достоевского. В колонии хорошая библиотека, в которой широко представлена отечественная классика. А с началом учебного года количество посетителей библиотеки увеличивается в разы. В наступившем учебном году в школе и училище колонии приступили к учёбе около 130 женщин. И некоторым приходится начинать с программы начальной школы. Но главное – желание. Каждый месяц из женской колонии освобождается от 15-20 человек. Всем им нужна поддержка родственников. За полгода до освобождения сотрудники колонии стараются найти их близких и убедить дать оступившимся ещё один шанс. Ведь чёрную полосу обязательно прорежет солнечный луч надежды. Этот свет увидит каждый, стоит только захотеть. Такими словами и заканчивается спектакль. Анна ЖУРАВЛЁВА Фото пресс-службы УФСИН России по Курской области

Постановка со знанием дела
© Курская правда