Войти в почту

Кино не для всех: о чем новый фильм Серебренникова «Петровы в гриппе»

В Петербурге журналистам представили картину «Петровы в гриппе», снятую по одноименному роману Алексея Сальникова. Впервые он был опубликован в журнале «Волга» в 2016 году. Роман получил премию «Национальный бестселлер» и неоднозначную реакцию критиков. Произведение Сальникова называли непригодным для экранизации, но режиссер Кирилл Серебренников решил доказать обратное. Получилось сложное, фактурное, сюрреалистическое кино.

Кино не для всех: о чем новый фильм Серебренникова «Петровы в гриппе»
© Слово и Дело

На первый взгляд кажется, что сюжет картины довольно прост, он разворачивается в канун Нового года в Екатеринбурге (именно там прошел премьерный показ фильма). Зритель наблюдает за семьей Петровых, которые внезапно заболели гриппом. Будни Петровых проходят в традиционных для российской действительности декорациях — многие узнают знакомый троллейбус с требовательной кондукторшей или круглосуточный ларек, где завсегдатаи покупают ночью водку. Однако грипп охватывает не только Петровых, но и все происходящее вокруг.

«И в этот раз, гриппуя и сам чувствуя некоторую измененность сознания, Петров стоя колыхался на задней площадке троллейбуса, держась за верхний поручень. Народу было немного, но сидячих мест не было, а водитель на каждой остановке одинаково шутил: "Осторожно, двери не закрываются"», — пишет в своей книге Сальников.

По мере развития сюжета, картина становится все сложнее для восприятия за счет нелинейного повествования. Петров-автослесарь (Семен Серзин) как будто находится в нескольких реальностях — то ли это грипп, то ли разгул фантазии, то ли его сны. Его жена Нурлыниса (Чулпан Хаматова) в свободное от работы библиотекарем время убивает мужчин, при этом не забывает заботиться о сыне.

«Именно в библиотеке или дома, когда были закончены все дела, она наконец как-то начинала понимать людей и даже любить их. Она переставала видеть людей, которые с ней работали, или же сына и мужа как некие подвижные и разговаривающие куски мяса, ей не нужно было изображать любовь к ним, она и правда начинала чувствовать что-то вроде симпатии, что-то вроде заботы, что-то вроде жалости к ним, и ей хотелось о них заботиться, чтобы они подольше не начинали гнить, ей становилось тревожно и за сына, и за мужа, что с ними может что-нибудь случиться, что она может пересолить еду, и тогда им будет неприятно», — пишет Сальников.

Картина пронизана безумием, жестким российским юмором (вряд ли его поняли иностранцы на Каннском кинофестивале) и «кровавыми» сценами. Создается впечатление, что Серебрянников в творческом потоке решил вообще не останавливаться. Но будут моменты, когда безумие переходит в лирику. Например, когда главный герой вспоминает свое советское детство, новогоднюю елку и знакомство со Снегурочкой — этакое «кино в кино». Зритель знакомится с историей жизни той самой Снегурочки (Юлии Персильд). Появится в кадре и Дед Мороз (Юра Борисов).

В еще одной истории появится Иван Дорн, который сыграл друга Петрова. И хоть, судьба его героя сложилась печально, Дорн просто великолепно вжился в роль. Появится в фильме и «интерн» Александр Ильин-младший, который превратится в немного сумасшедшего собутыльника Петрова. А Тимофей Трибунцев исполнит сразу семь эпизодических ролей в картине.

Несмотря на нелинейность повествования, лента наполнена образами. Образами близкими отечественному зрителю — из советского прошлого и современной действительности. Как признался Серебрянников, в картине он зашифровал большое количество «пасхалок», но не все их будет просто отыскать. Однако у зрителя будет на это время — целых 2,5 часа.

«Петровы в гриппе» — это простой и сложный фильм одновременно, добрый и невероятно жестокий (помните, ограничение 18+). Его нельзя делить на черное и белое — в нем невероятное количество оттенков. Но не факт, что он понравится каждому зрителю. Не стоит ждать классического построения сюжета и финала, где счастливая семья бросается в объятья друг друга. Где каждый момент можно объяснить и предсказать. На скромный взгляд автора, «Петровы в гриппе» — это тот случай, когда сначала нужно прочитать книгу, а потом уже посмотреть фильм.