Войти в почту

«Сценаристом боевика быть непросто»: Владимир Измайлов — о работе над фильмом «Шугалей-3. Возвращение»

 — Владимир, как Вы смогли описать судьбу человека, не переживая подобных событий?

«Сценаристом боевика быть непросто»: Владимир Измайлов — о работе над фильмом «Шугалей-3. Возвращение»
© Слово и Дело

 — В сферу моих интересов входит психология, она очень мне помогает в написании сценариев. Несмотря на то, что эти события происходили не со мной, я просто попробовал представить, каково находиться в таких условиях, погружался в это состояние безысходности и борьбы. Действительно ставил себя на место действующих лиц.

После освобождения Максима и Самера из плена, мы с ними общались. Был такой интересный момент: в первой части герой Максима сидит в одиночной камере и «пишет» письма своей жене. Конечно, он делает это мысленно. Это помогает ему на время отвлечься. Так вот, когда мы с ним пообщались лично, выяснилось, что он действительно в «Митиге» общался с женой, прямо как в фильме.

Максим очень удивился и не понимал, откуда я знаю, как было в тюрьме. Ведь этого факта я не мог узнать ни от родных, ни от друзей, да вообще никто этого не знал. А я просто попробовал представить себя на его месте. И получилось, что вот такая моя придумка совпала с реальностью.

— В третьем фильме вы немного отошли от реальных событий, в отличие от первых двух. Сложнее писать биографический сценарий или художественный?

 — Это разные жанры, разные приемы. Третья часть все-таки относительно художественная. События, о которых мы в ней рассказали — не совсем выдумка.

В любом случае, у каждого есть своя специфика и подводные камни. Если мы говорим о биографических фильмах, может случиться так, что зрителю будет скучно без накала страстей, подъемов и взлетов, к которым нас всех приучили чисто художественные истории. Зрителю нужен «экшн», тогда он не заскучает. Поэтому задача сценариста – все перипетии из реальности слегка прикрыть драматургией.

С художественными фильмами совершенно иная ситуация. В какой-то степени это и проще: сиди да придумывай сюжет, но нельзя перебарщивать ни в плюс, ни в минус.

 — Как удалось выдержать баланс между «биографическим» и «художественным»?

 — Изначально третий фильм планировался, как история о возвращении Максима и Самера на Родину. Но зритель ведь уже знает, что они вернулись. Такой фильм было бы интересно смотреть, условно, 20 минут, а потом скучно. Отсюда возникла идея, что мы коснемся этой темы, но основу сюжета построим на последующей работе Максима Шугалея.

Плен закончился, да, но его работа — это борьба невоенного человека с международным терроризмом, как бы пафосно это не звучало. Чтобы узнать природу терроризма, он проделал огромную работу. Это явление ломает все на своем пути, но Максима ему сломать не удалось, и он продолжает свою деятельность.

— Вы работали над сценариями ко всей трилогии, расскажите про изменения, которые произошли на протяжении всей работы?

 — Дело в том, что первые два фильма я писал в соавторстве с Антоном Лариным, а третий – писал один. В этом есть разница.

Я хотел, чтобы третий фильм не был похож на первый. Чтобы случайно не сделать из трилогии сериал. Да и мне самому было интересно, насколько возможно сделать три непохожих друг на друга фильма.

Первый получился захватывающим приключением. Он динамичный, держит в напряжении, перед зрителем много событий. Второй — это драма, в большей степени. Третья часть ближе к приключениям, но все равно, сильно отличается от первых двух фильмов. Зрители, которые посмотрят все три части, точно увидят разительное отличие частей друг от друга.

 — Играет ли какую-то роль знакомство с актерами при написании сценария?

 — Безусловно, нужно ведь не только актера подстроить под персонажа, но и наоборот. С большинством актеров мы были знакомы и до «Шугалея», общались.

Я ведь написал не один сценарий, поэтому мы пересекались с ребятами на той или иной съемке. Очень хорошо, когда сценарист знает актера. Так мне было проще прописать некоторые моменты.

Мы и с родными и друзьями Максима Шугалея общались. Нужно сделать все, что сможет помочь в раскрытии персонажа и передать особенности характера ребят.

— Какая атмосфера царила на съемках?

— Условия были не из легких, а учитывая сжатые сроки работы, нужно было выкладываться на все сто процентов. Это изнурительно и физически, и морально, особенно для актеров, которым предстояло играть очень тяжелую историю.

Не секрет, что съемки проходили в пустыне, а условия там, мягко говоря, не сладкие. Жара изнуряет. Но все равно на всех съемках присутствует юмор и это очень помогало разрядить обстановку.⠀

— Были проблемы со сценарием во время съемок, может быть правки?

— Какие-то «косметические» изменения, разве что, но глобально ничего не менялось. Какое-то слово, которое может захотеть изменить сам актер — это не критично.

— Премьера состоялась, как вы его оцениваете, как один из авторов?

— Это сложный вопрос [смеется]. Очень часто режиссер и сценарист представляют картинку и действия актеров по-разному. Но здесь такого не было. Кино — это коллективное творчество, которое зависит от условий и сроков съемок. Я знаю, в каких условиях снимался фильм, и могу сказать, что впечатлен тем, что наша команда сделала.

Премьерные показы в кинотеатрах Санкт-Петербурга, а также в онлайн-кинотеатрах IVI, Okko, «Мегафон», «Кинопоиск», Wink, Movix, KION, «Билайн» начнутся 9 сентября, а всю информацию о фильме «Шугалей-3. Возвращение» можно посмотреть на официальном сайте кинокартины.