Поверит ли Москва слезам?
Показ приурочен к 40-летию награждения фильма призом американской киноакадемии «Оскар». Но есть ли смысл делать такие ретроспективы постоянными?
Фильм «Москва слезам не верит» в 1980 году выбился в лидеры проката: на сеансах побывали аж 90 миллионов зрителей. А в 1981-м советская мелодрама получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Между прочим, тогдашний президент США Рональд Рейган посмотрел этот фильм восемь раз! Пытался понять загадочную русскую душу. И потом признался, что так ничего и не понял.
Не так давно шедевр режиссера Владимира Меньшова отреставрировали силами киностудии «Мосфильм». И вот теперь выпустили в свет - его можно посмотреть на большом экране. Не исключено, что потом начнут показывать и другие старые киноленты. Но их ведь можно пересматривать и в интернете. Есть ли смысл возвращать советское кино в широкий формат?
- Действительно, выросло уже целое поколение, которое смотрело эти фильмы только в интернете, - говорит кинокритик Кирилл Разлогов. - Хотя их, конечно, лучше коллективно воспринимать - в кинотеатре. Надо сказать, что старые картины показывали в кинотеатрах и раньше. Причем не только советские, но и зарубежные, включая те, которые прежде никогда у нас не показывались. Просто не было этому такой огласки. И такие показы можно только приветствовать. Больших денег они, конечно, не приносят, но для культурного роста молодого поколения они очень полезны.
- А молодое поколение пойдет на эти сеансы?
- Ну пойдет или нет - это каждый решает для себя. Кого-то это заинтересует, кого-то оставит равнодушным. Многое зависит от грамотной рекламы, от того, как все организуют, будут ли приглашены актеры. Это вопрос технологий кинопоказов. Я бы с удовольствием посмотрел все картины, которые пользовались успехом в свое время. Кстати, я их и смотрю постоянно, но только дома. Еще их часто показывают в музеях, клубах. Но существует кинотеатральный эффект: тебя окружает аудитория, ты получаешь продвинутый звук и совсем иное, нежели в телевизоре, изображение. Это важная часть художественного решения фильма, его воздействия на зрителя.
Мы решили узнать у актеров, которые сами снимались в старых добрых фильмах: а что посмотрели бы они?
- Я бы с удовольствием посмотрел именно «Москва слезам не верит», - говорит Владимир Долинский. - Я на него схожу, пожалуй.
- Ой, я бы много чего пересмотрела, - признается Ольга Волкова. - Но называть конкретные фильмы не хочу, чтобы не обидеть кого-то из режиссеров. Я думаю, что этот формат - показ старых фильмов на большом экране - будет очень востребован. Не надо останавливаться на одной картине! Надо продолжать! Люди соскучились по человеческому кино.
- Такие ретропоказы стали бы настоящей отдушиной для многих людей, - считает Валентина Талызина. - Я с удовольствием посмотрела бы на большом экране «Три дня Виктора Чернышова», где гениально сыграл Геннадий Корольков. Эта картина - первая работа режиссера Марка Осипьяна, которого сейчас незаслуженно забыли. А он еще живет и здравствует. И это очень-очень хороший мастер! Я у него снималась в фильме «Иванов катер», который, кстати, тоже бы посмотрела в кинотеатре.
Лидия Мезина.
Фото: Кадр из фильма
«Москва слезам не верит».