Неисправимый бунтарь: пять ролей, за которые мы любим Жан-Поля Бельмондо

«Наверное, я угадал нужный момент. Пришел в искусство с перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время». Так французский актер Жан-Поль Бельмондо вспоминал свой непростой карьерный дебют – роль в фильме «На последнем дыхании» в 1959 году.

Неисправимый бунтарь: пять ролей, за которые мы любим Жан-Поля Бельмондо
© Мир24

Полнометражную ленту режиссера Жан-Люка Годара сегодня называют первой из списка «французской новой волны» кинематографа. Переломной она стала и для Бельмондо: его героя, очаровательного маргинала и бунтаря Мишеля Пуакара полюбили сотни зрителей во всем мире.

6 сентября на 89-м году жизни актера не стало. Об этом сообщило Agence France-Presse.

«МИР 24» вспоминает роли, которые принесли французскому актеру мировую славу.

«На последнем дыхании», 1959 год

Парижанина Жан-Поля Бельмондо можно с уверенностью назвать «золотым ребенком», который был рожден для искусства.

Его отец Поль Бельмондо-старший был известным во французской столице скульптором и преподавал изящные искусства, мать – французская художница Сара Мадлен Ришар. Родители часто водили юного актера на спектакли «Комеди Франсез», чтобы привить ему любовь к сцене, и уже с 7 лет Жан-Поль стал интересоваться театральным искусством.

Фото: DPA/TASS

В подростковом возрасте Бельмондо-младший сменил вектор интересов и серьезно занялся спортом. В 17-летнем возрасте он даже стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и планировал для себя карьеру спортсмена. Впрочем, страсть к искусству пересилила, и в 1953 году Жан-Поль поступил в Консерваторию драматического искусства на классы Пьера Дюкса и Рене Жирара.

В консерватории Бельмондо слыл дебоширом и злостным прогульщиком. Педагоги и мастера считали его безнадежным студентом, а на экзамене преподаватель Жирар даже заявил ему, что с «его бандитской рожей нельзя на сцене обнимать женщину. Зритель этого не переживет, и весь зал будет покатываться со смеху...»

За три года учебы в консерватории от «прошлого» дебошира Бельмондо не осталось и следа. Актер, который не считался красавцем по голливудским меркам, зарабатывал расположение режиссеров обаянием и отлично справлялся с ролями романтиков и влюбленных мужчин. Окончив консерваторию, он в 1956 году дебютировал в короткометражке «Мольер», а позже сыграл в фильме «Будь красива и помалкивай», где на съемочной площадке сдружился с Аленом Делоном.

Роль в десятке небольших студенческих картин помогла 26-летнему Бельмондо вытянуть первый счастливый билет – роль аморального негодяя Мишеля Пуакара из фильма «На последнем дыхании». По воспоминаниям самого актера, вся его жизнь после этого фильма «напомнила сказку...Телефон звонил с утра до вечера». «Мне казалось, что это долго не продлится, и поэтому давал согласие на участие в любой картине», – рассказывал актер впоследствии.

В числе наиболее успешных картин этого периода – «Две женщины» с Софи Лорен (за эту работу актриса была удостоена премии «Оскар»), а также криминальная драма «Сирена с «Миссисипи» режиссера Франсуа Трюффо.

«Безумный Пьеро», 1965 год.

Фото: Imago/TASS / imago stock&people

Вместе с режиссером Годаром Бельмондо-младшему предстояло пережить еще один карьерный взлет. В 1965 году он снялся в другой его ленте под названием «Безумный Пьеро», сыграв в ней роль Фердинанда Грифона, уставшего от жизни человека, который пресыщен богатством и комфортом и легко бросается навстречу приключениям.

Криминальная драма открыла для Бельмондо новый период в его жизни – участие исключительно в коммерчески успешных проектах. С этого времени и до 1986 года он оставался одним из самых высокооплачиваемых актеров Франции. Режиссеров подкупала его готовность самоотверженно работать без дублеров и завышенных требований, зрителей – его образы смелых, удачливых и очаровательных обманщиков, бунтарей и покорителей женских сердец.

«Вор», 1967 год

Фото: Imago/TASS / imago stock&people

Правда, не все киноработы Бельмондо этого периода можно считать однозначно успешными у зрителей. Работа актера в ленте классика французского кино Луи Маля «Вор» поначалу вызвала недоумение у критиков, хотя сам актер вспоминал о ней так:

«Сейчас фильм считается одной из лучших моих работ, но сразу после его выхода картину назвали провалом. Я очень люблю своего героя Жоржа Рандаля, но меня упрекали за то, что он пассивен. Странно, ведь когда я дурачусь на сцене, мне говорят, что это уж слишком. Но когда я просто сыграл спокойного человека, меня упрекали в том, что я засыпаю на ходу...»

К этому времени Бельмондо все меньше уделяет времени театру и все больше погружается в мастерство киноактера. На первый план в кино стали выходить боевики и зрелищные картины, поэтому после выхода «Вора» актер принялся профессионально изучать каскадерские трюки и все чаще соглашался работать с голливудскими режиссерами.

Вслед за «Вором» вышла и вторая относительно «неудачная» лента с участием Бельмондо – экранизация романа Уильяма Айриша «Вальс в темноте» режиссера Франсуа Трюффо (1969 год).

Зрители отказывались принимать Жан-Поля в образе обманутого возлюбленного, которым манипулирует женщина, поэтому фильм подвергся резкой критике во французской прессе. С этого момента Бельмондо окончательно принимает решение сниматься в «гангстерских лентах» («Борсалино »1970 года, «Профессионал» 1981 года), которые раз за разом приносили ему успех и признание.

«Великолепный», 1973 год

Фото: Imago/TASS / imago stock&people

В 1970 году режиссер Филипп де Брока впервые открывает в Бельмондо не только хулигана и гангстера, но и талантливого комедийного актера. С выходом ленты «Великолепный», где он сыграл сразу две роли – писателя Франсуа Мерлена и его персонажа Боба Сен-Клера, к французу приходит слава в мире и в особенности в СССР.

Безумную популярность получают ленты «Чудовище» Клода Зиди и «Неисправимый» Филиппа Брока, где в русском дубляже Бельмондо озвучивал Николай Караченцев.

«Этот персонаж удивительно подходит мне. Я сыграл столько серьезных героев, что все решили, что я и в жизни такой. Без Филиппа де Брока люди могли бы позабыть, что я комедийный актер. К сожалению, в этом жанре очень редко найдешь хороший сюжет», вспоминал об этой работе актер.

В 1987 году Бельмондо впервые за долгое время вернулся на театральную сцену, где стал играть в классических постановках – спектаклях «Сирано де Бержерак», «Дамский портной» и неизменно срывать овации при полном зале зрителей. В кино он постепенно уходит на роль продюсера (ленты «Труп моего врага» и «Беловень судьбы»). В 1991 году он основал компанию по производству собственных фильмов, которой дал девичью фамилию своей прабабушки – Cerito.

«Человек и его собака», 2008

В августе 2001 года Бельмондо перенес тяжелый инсульт и на семь лет прекратил всю работу в театре и кино.

Тяжелое заболевание поразило мозг и опорно-двигательный аппарат, так что первые месяцы после травмы у него была парализована вся правая половина тела, он едва говорил и медленно передвигался с тростью. В 2008 году он все же нашел силы вернуться на экраны, правда, совсем в другом облике – немощного старика из ленты «Человек и его собака» Витторио Де Сика.

«Жан-Поль вернулся, писал о фильме друг Бельмондо, телеведущий Мишель Друкер. Он вернулся для страны, для народа Франции. Каким бы он ни был, он доказал, что человек может возродиться из любого состояния духа, как легендарный Финикс, наш неисправимый бунтарь Жан-Поль Бельмондо...»