Споры вокруг «Дюны»: чем примечателен фильм от Дени Вильнева?

На Венецианском кинофестивале состоялась премьера «Дюны». Картина Дени Вильнева вошла в программу внеконкурсных показов фестиваля и стала одной из наиболее ожидаемых премьер.

Споры вокруг «Дюны»: чем примечателен фильм от Дени Вильнева?
© BFM.RU

За билеты на на картину пришлось биться: желающих увидеть фильм оказалось слишком много. Последний раз такие очереди были на «Однажды в… Голливуде» в Каннах-2019.

Вильнев снял фильм по книге Фрэнка Герберта, которая в 1965 году дала мощный толчок развитию научной фантастики. Действие происходит в галактике далекого будущего под властью межзвездной империи, в которой феодальные семейства владеют целыми планетами. В главной роли — Тимоти Шаломе.

Для зрителя, который не знаком с книгой, Дени Вильнев, считают кинокритики, снял понятную арт-мейнстримную сагу — можно сравнить со «Звездными войнами», только в стилистике Warner Brothers. А вот поклонники романа могут быть немного шокированы, отмечает обозреватель Esquire Егор Москвитин:

— Во первых, освоена лишь треть, а то и меньше, книги в фильме, хотя он длится три часа. Во-вторых, упрощены очень многие важные смысловые вещи, которые делали «Дюну» по настоящему сложной историей, то есть не «Звездных войн», а скорее в духе «Игры престолов» — с политикой, религией, экологией, с какими-то сложными психологическими подтекстами. Так что все зависит от отношения к этой вселенной. Но мне кажется, что большинство зрителей должны остаться довольными, потому что «Дюна» создает ощущение блокбастера с авторской интонацией, то есть чего-то невероятно красивого, монументального, при этом содержащего в себе какие-то более глубокие, чем обычно принято в блокбастерах, смыслы.

— Насколько удачен выбор на главную роль Шаломе?

— Шаломе — это удачный выбор на эту роль. Единственное, о чем жалеешь, это о том, что для нас уже не сюрприз, что он может перевоплотиться в хрупкого подростка, который должен решать судьбы не только своей семьи, но и мира.

Станет ли «Дюна» блокбастером, скоро узнаем — в российский прокат фильм выйдет 16 сентября, в американский — в середине октября. Еще один из самых обсуждаемых фильмов фестиваля — «Рука бога» Паоло Соррентино. По мнению критиков, это самый личный проект режиссера. Многие ошибочно принимали его за байопик о Диего Марадоне. Но это про самого Соррентино, говорит кинокритик Егор Беликов:

Егор Беликов кинокритик «Это значительное произведение о том, как он стал режиссером и о том, как искусство лечит от любых трагедий. Если боитесь спойлеров, лучше, конечно, не читать много про жизнь самого Соррентино. Мне на этом фестивале бешено понравилась картина «Дыра» режиссера Микеланджело Фраммартино — я не уверен, что ее вообще можно будет когда-нибудь посмотреть в России — это недоигровая картина по мотивам того, как одна экспедиция в 60-е годы решила исследовать пропасть где-то в Апеннинах, чтобы понять, чем же она заканчивается. Они лезли и лезли все глубже и глубже. Все это срифмовано с тем, как один из героев, который не имеет отношения к этой экспедиции, медленно умирает — старик, который живет в хижине неподалеку. Оказалось, что в этом есть и что-то первобытное, и какое-то бесконечное стремление к самосознанию человека в условиях природы, которая бесконечно больше его самого».

Из других активно обсуждаемых фильмов — «Холодный расчет» Пола Шредера о человеке, который профессионально играет в казино, и «Параллельные матери» Педро Альмодовара. История о двух женщинах, которые одновременно рожают, а потом путают детей. Правда, кто-то упрекает режиссера в самоповторе. Но это не все венецианские сенсации — фестиваль завершится в выходные.