Провокационно, честно, талантливо — 5 лучших фильмов Кирилла Серебренникова
Сегодня свой день рождения празднует Кирилл Серебренников — режиссеру и бывшему руководителю «Гоголь-центра» исполняется 51 год. Серебренников широко известен как мастер провокационного реализма в кино и театре. А еще он желанный гость главных кинофестивалей мира и автор с уникальным почерком. Ко дню рождения мастера и предстоящему выходу в прокат его новой картины вспоминаем 5 лучших работ режиссера.
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковKinopoisk.ru
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковKinopoisk.ru
Кирилл СеребренниковKinopoisk.ru
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
Кирилл СеребренниковGlobal Look Press
«Дневник убийцы»
Постер к сериалу «Дневник убийцы»Kinopoisk.ru
«Дюна», новый «Бонд», победитель Канн и не только: 10 главных кинопремьер сентября
«Пробой пера» в сериальной индустрии для Серебренникова стал проект «Дневник убийцы». Эту работу режиссер снял в 2002-м и собрал в нем все то, что на тот момент совсем не ассоциировалось у людей с понятием «русского сериала».
Прежде всего в своем детективе Серебренников использовал прием параллельного повествования и соединил сразу два очень непохожих, тем не менее связанных между собой сюжета. Первый — о студентах-выпускниках, которые столкнулись с рядом жестоких преступлений в наши дни, второй — о студенте Николае Воинове, который в своем дневнике описывает события периода революции 1917 года.
«Дневник убийцы» — не просто криминальная драма, но история с философскими мотивами и тонкими интеллектуальными линиями, которые сохраняют ее актуальность и в наши дни. Несмотря на то что сериал снят почти 20 лет назад и какие-то киноприемы давно устарели, по зрелищности и продуманности интриги он точно не уступает многим современным работам. Кроме того, «Дневник убийцы» показал, что и в сериале есть место нестандартной операторской работе, многоуровневому сюжету и продуманным героям.
«Изображая жертву»
Кадр из фильма «Изображая жертву»Kinopoisk.ru
Эта картина стала одной из первых, после которой о Серебренникове заговорили как о кинорежиссере со своим взглядом. «Изображая жертву» — фильм о парне Вале, который зарабатывает на жизнь тем, что изображает жертву во время следственных экспериментов. Драматичная история о немного сумасшедшем человеке, который разбирается в устройстве мира намного больше других, но вместе с тем совершенно не понимает, как разобраться с собственной жизнью.
В довольно нервном повествовании Серебренников воплотил гоголевский принцип «смех сквозь слезы» — картина о трагичности бытия получилась уморительно смешной благодаря чисто русскому и отчасти черному юмору.
Необычные для 2000-х приемы съемки помогают разобраться с идейным содержанием фильма — события поделены на «реальность» и «следственные эксперименты», которые сняты на ручную камеру. А к запутавшемуся Вале присоединяется целая плеяда героев с такой же драматичной судьбой: уставший от разлагающегося общества следователь, страдающая от неудавшейся личной жизни прапорщица Люда, мать-одиночка, похоронившая мужа, и удрученная жизнью работница японского ресторана.
Панорама жизни этих людей наталкивает на ключевые вопросы: только ли во время съемок Валя притворяется и только ли ему приходится изображать жертву?
« Ученик»
Кадр из фильма «Ученик»Kinopoisk.ru
С фильмом «Ученик» Серебренников дебютировал на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» в 2016 году — тогда режиссера впервые с овациями встретила искушенная синефильская элита. История о трудном подростке-фанатике и о том, к чему могут привести любые крайности, утвердила за Серебренниковым статус провокатора и проницательного смельчака, бесстрашно говорящего о нашем нелегком бытии.
Сюжет «Ученика» — переработанная на современный лад пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», которую режиссер сначала поставил в «Гоголь-центре», а потом перенес на большой экран.
Несмотря на иностранное происхождение, история про Вениамина Южина, который вдруг решил стать посланником бога и перевоспитать общество, как нельзя лучше совпала с провинциальной российской реальностью. Картина до сих пор является одной из самых острых в российском кино, ведь Серебренников буквально расковырял с помощью нее все болячки нашего социума. Фильм поставил вопрос о религиозном фанатизме и христианских скрепах для тоталитарного общества, о современной системе образования и о взаимоотношениях «отцов и детей», о гомосексуализме и о лицемерии.
«Лето»
Кадр из фильма «Лето»Kinopoisk.ru
Любовь, музыка, свобода — об этом следующий фильм Серебренникова «Лето». Красивая и мелодичная черно-белая история становления великого, но тогда еще неизвестного музыканта Виктора Цоя.
Сюжет ленты выстраивается из множества линий и характеров самых разных героев. Здесь есть место настоящей дружбе, чувственной любви и бесстрашной молодости, существующих на фоне рушащегося железного занавеса и вдыхающего свежий воздух Ленинграда 80-х. Несмотря на реальных прототипов некоторых героев «Лета», не стоит воспринимать фильм как типичный байопик. Это не жизнеописание Цоя, а история пересечения и взаимоотношений трех людей Виктора, Майка (солист группы «Зоопарк») и его жены Натальи.
У каждого из этого трио разворачивается своя жизненная драма, но только вместе они могут посадить и взрастить то самое хрупкое «дерево» свободы, о котором споет «Кино» в финале ленты.
Живописные черно-белые кадры с рассекающими их лучами солнца мягко перенесут вас в атмосферу рвущихся к свободе 80-х. После этого фильма невозможно бороться с желанием переслушать «Кино» и «Зоопарк», сходить на чей-то квартирник, но больше всего — всеми силами удержаться за уходящее лето.
«Петровы в гриппе»
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»Kinopoisk.ru
Канны — день седьмой: Шаламе в обнимку с Суинтон и русский десант во главе с Пересильд
Новая картина Серебренникова «Петровы в гриппе» выйдет в прокат только 9 сентября, но уже успела привлечь к себе внимание (хотя бы эффектным появлением «русских» в Каннах). Эту ленту можно назвать квинтэссенцией всех лучших и излюбленных приемов Серебренникова в его режиссерской практике. Драматизм он соединил с абсолютно сюрреалистичной фантасмагорией, а элементы хоррора разбавил уморительным и тонким юмором, близким всем, кто знаком с российской действительностью.
В узком смысле фильм рассказывает про семью Петровых, которые болеют гриппом и видят из-за этого жуткие галлюцинации, но если взглянуть на картину шире, то становится понятно, что тяжело болеет не одна семья, а вся Россия.
Основой для фильма послужил роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Но кажется, что на экране история не только получилась намного мрачнее, но и приобрела дополнительные смыслы. В частности, именно Серебренников усилил многочисленными образами мысль о болеющей России.
Несмотря на прекрасную режиссерскую работу, фильм стал особенным во многом благодаря блестящей операторской работе — за нее Владислав Опельянц и получил заслуженную награду на Каннском кинофестивале.
Фото:(gogolcenter.com, Komsomolskaya Pravda, Pravda Komsomolskaya, Ekaterina Tsvetkova, Oleg Slepyan, АГН Москва/Global Look Press; Kinopoisk.ru)