Что такое краудфандинг. Объясняем простыми словами
Краудфандинг (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) —коллективное финансирование различных проектов, чаще всего некоммерческих. Организаторы сбора чётко обозначают цель, на которую пойдут деньги, и необходимую сумму. Инвесторам часто предлагают привилегии: первые экземпляры книг, альбомов, имя в титрах, настольную игру, мобильное приложение и другие. В интернете работают специальные платформы для краудфандинга. В мире самая известная — Kickstarter, в России — Planeta.ru. Краудплатформы предлагают разные условия: можно объявить сбор денег на определённый срок и забрать ту сумму, которая накопилась, а можно вернуть деньги инвесторам, если необходимую сумму собрать не удалось. Пример употребления на «Секрете» «Для нас очень важно поскорее открыть общественный центр. Поэтому мы фактически запустили седьмую краудфандинговую кампанию — собираем предзаказы на варенье на собственном сайте. Одна банка варенья помогает приблизить запуск общественного центра на 0,00008%» (Предприниматель Гузель Санжапова из уральской деревни Малый Турыш — о том, как она улучшает жизнь в селе). Ошибки в использовании Краудфангдинг легко перепутать с фандрайзингом. Это близкие понятия. Но фандрайзинг более широкое: это привлечение средств в тот или иной проект любыми способами, не только коллективными инвестициями. Также не следует путать с краудсорсингом — это делегирование различных задач широкому кругу добровольцев. Нюансы Существует несколько вариантов краудфандинга для бизнеса. - Краудлендинг — если необходимо получить деньги срочно и на небольшой срок на успешно действующий бизнес. - Краудинвестинг — если запускается новый проект и требуется участие профессиональных инвесторов, которые смогут в обмен на предоставление денег получить ценные бумаги компании. - Краудфандинг с нефинансовым вознаграждением или с выпуском утилитарных цифровых прав — когда инвесторы могут получить не денежные средства обратно, а результаты вашего труда (например, какие-то виды услуг — скажем, 10 стрижек). Все взаимодействия в рамках краудфандинга осуществляется на специальных инвестиционных платформах, которые включены в реестр ЦБ РФ. Эти площадки получают от участников комиссию за проведение операций. История Первым примером краудфандинга в интернете считается сбор денег на гастроли рок-группы Marilion. В 1997 году поклонники музыкантов без участия кумиров собрали для них 60 тысяч долларов, Этих денег хватило не только на гастроли, но и на запись и продвижение нескольких альбомов. В России первой краудфандинговой кампанией в Сети можно считать сбор 1,2 млн рублей на выпуск альбома Spirit группы Би-2 в 2012 году. Статью проверила: