Организаторы концертов оценили свои потери из-за действующих ограничений
За первые шесть месяцев 2021 года в России состоялось не более 2 тыс. концертов. Потенциальный доход от их проведения мог составить 25–30 млрд руб. Но по сравнению с допандемийным 2019-м показатели рухнули минимум на 70%
Фото: Charles Platiau / Reuters
За первую половину 2021 года в России состоялось порядка 1–2 тыс. концертов, сообщил РБК Сергей Бабич, гендиректор международного форума концертной индустрии Colisium (выступает дискуссионной площадкой между музыкантами, организаторами концертов и чиновниками). В допандемийную эпоху, в первой половине 2019 года, это показатель, по словам Бабича, достигал 40–50 тыс. мероприятий.
Оборот индустрии, по оценке гендиректора Colisium, рухнул примерно на 85–90% по сравнению с результатами 2019 года: тогда по итогам первого полугодия это было 110–120 млрд руб., из которых 85 млрд пришлось на частный бизнес, остальное — на бюджетные мероприятия (дни города, форумы и государственные концертные площадки).
На данный момент на руках у зрителей находится около 5 млн нереализованных билетов на сумму порядка 8 млрд руб. — все это перенесенные из-за коронавируса мероприятия, констатирует Бабич.
Сборы по продаже билетов и доходы от заказчиков корпоративных мероприятий в первой половине 2021 года составили всего 25–30 млрд руб., утверждает руководитель информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Падение рынка по итогам первых шести месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2019 года оценивается в 70–75%. Прямые потери предпринимателей в концертной индустрии, по оценке Сафронова, составили «десятки миллиардов рублей».
Практически все концерты, которые состоялись в период с января по август, были перенесены с прошлого года, отмечает предправления Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Владимир Зубицкий. В Crocus City Hall за первую половину 2021 года состоялось 49 мероприятий, в Vegas City Hall — 26, половина из них — переносы с прошлого года или из других локаций Москвы, сообщили в пресс-службе этих концертных площадок. Для сравнения: первый зал за аналогичный период 2019-го принял в два раза больше концертов — 98, за аналогичный период 2020-го — 38. Второй — 69 и 25 мероприятий соответственно.
Мировая индустрия развлечений показала рекордное падение доходов
Технологии и медиа
Без зарубежных звезд
Читайте на РБК Pro
Лукашенко отменил таможенную «белорусскую схему» с НДС. Что будет дальше
Как ФНС «вычисляет», что компания платит зарплату в конвертах
Как американские санкции сформировали «параллельный» рынок нефти
Почему начинающие инвесторы не переживут встряску на фондовом рынке
Сведена к минимуму и организация гастролей в России зарубежных исполнителей, указывают собеседники РБК. Падение в этой области Евгений Сафронов оценивает в 95–97%, утверждая, что этот сегмент возобновится последним. Сергей Мурадов, гендиректор группы Eventation, специализирующейся на выступлениях западных артистов и рок-групп (например, финская Nightwish, британская Asking Alexandria, американская Evanescence), заявил, что в связи с действующими ограничениями в первом полугодии под их руководством не состоялось ни одного концерта. Этот вид деятельности, добавляет Мурадов, до сих пор фактически приостановлен во всем мире.
В Crocus City Hall и Vegas City Hall «Крокус» также говорят о том, что концертов иностранных артистов в этом году не было, все они перенесены: крупные западные исполнители не планируют выступления ранее второй половины 2022 года.
Как чувствует себя глобальный лидер
Американская Live Nation Entertainment, один из мировых лидеров в сфере развлечений, проводящая по всему миру в среднем 40 тыс. шоу ежегодно, указывает в своей отчетности, что с марта 2020-го были приостановлены все туры и закрыты концертные площадки.
В прошлом году выручка Live Nation Entertainment от организации концертов составила лишь $1,5 млрд против $9,4 млрд в 2019-м и $8,8 млрд в 2018-м. Выручка от продажи билетов — $188,4 млн против $1,6 млрд в 2019-м и $1,5 млрд в 2018-м. Общий убыток в 2020 году достиг $1,7 млрд, тогда как в 2019 году прибыль достигла почти $325 млн.
В первой половине 2021 года доходы от организации концертов составили $526,4 млн, тогда как годом ранее это было $1,1 млрд. Но результаты за отдельно взятый второй квартал уже свидетельствуют об оживлении рынка: выручка в апреле—июне 2021 года была $287 млн против $141,8 млн за тот же период 2020-го. Доход от продажи билетов за первую половину 2021 года равнялся $272 млн, за второй квартал — $244 млн (годом ранее $197 млн и $87 млн соответственно).
Общий убыток за первую половину 2021 года — $430,5 млн против $760,5 млн годом ранее.
Выплаты авторам музыкальных хитов рухнули почти на 50% на фоне пандемии
Технологии и медиа
Как продаются билеты
Убыток MSM Group, которая в разное время организовывала концерты «Любэ», Елки, Евы Польны и «Руки вверх!», за первые шесть месяцев 2021 года составил 4 млн руб., что даже больше показателя аналогичного периода 2020 года (3,6 млн руб.). Выручка, по словам представителя группы Надежды Дорожкиной, наоборот, снизилась: год назад это было 78 млн руб., сейчас — только 53,4 млн руб. В первой половине допандемийного 2019 года бизнес был прибыльным: 6 млн руб. при 162,1 млн руб. выручки.
Количество проведенных массовых мероприятий сократилось на 90%, абсолютные цифры MSM Group не приводит. При этом стоимость билетов организаторам концертов приходится занижать, поскольку аудитория «устала от постоянных отмен и переносов».
У Eventation общее снижение дохода по сравнению с 2019 годом составляет около 90%. Мурадов также обратил внимание на то, что выстраиваемая годами культура покупок билетов заранее рухнула: «Мы вернулись в начало 2000-х, когда билеты покупались в последние два-три дня». Об аналогичной проблеме заявили и в пресс-службе Crocus Citу Hall: «Зрители, не уверенные в том, что концерт состоится, зачастую покупают билеты накануне его проведения, что не дает возможности получать запланированные денежные средства, необходимые для погашения затрат на организацию концерта в обычном режиме».
Шнуров раскритиковал артистов из-за жалоб на упавшие после COVID доходы
Общество
Где легче всего сейчас работать
«Все, что мы проводили, было с ограничениями по заполняемости зала, поэтому заработать ничего невозможно», — сетует Надежда Дорожкина. Самыми проблемными городами в плане организации концертов, по словам главы Eventation, являются Москва, Санкт-Петербург и все регионы, где действуют аналогичные столичным ограничения (не более 500 человек на мероприятии, если не требовать от собравшихcя QR-код).
В городах, где заполняемость ограничена до 25–50% вместимости залов, наблюдается, по словам Мурадова, давление со стороны Роспотребнадзора: организаторам выписывают штрафы даже за снятые несколькими зрителями маски и незначительное нарушение социальной дистанции. При этом в аналогичных случаях в метро и воздушном транспорте наказания несут физические лица, а не сам метрополитен и авиакомпании, указывает собеседник РБК.
Роспотребнадзор вывел формулу возможности массовых мероприятий в пандемию
Общество
Лучше всего положение дел, как отметил Мурадов, обстоит в Московской области, поскольку там разрешено проводить мероприятия при 75-процентной заполняемости залов. Там же расположены крупные концертные залы Crocus City Hall и Vegas City Hall. Выручка этих площадок за первые шесть месяцев 2021 года по сравнению с таким же периодом 2020-го увеличилась на 85%, но по сравнению с первой половиной 2019-го уменьшилась на 35%.
Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций, по словам Владимира Зубицкого, неоднократно пыталась обратить внимание властей на проблемы индустрии из-за продолжающихся эпидемиологических ограничений и отмечала, что без работы остаются более полумиллиона задействованных в индустрии человек. Но в ответ на обращения в Роспотребнадзор, правительство и столичную мэрию ассоциация получает «лишь отписки», сетует Зубицкий.
Пресс-служба Роспотребнадзора на вопросы РБК о жалобах представителей концертной индустрии и возможных послаблениях для отрасли не ответила.
В Петербурге после Евро-2020 ограничили численность массовых мероприятий
Общество
Какой прогноз на второе полугодие
Прогноз Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций пессимистичен: если текущие ограничительные меры сохранятся, индустрию ждет волна банкротств. По словам Зубицкого, к концу года такая судьба может настигнуть 70–80% компаний, при этом на руках у зрителей останется огромное количество билетов, которые «из денег превратятся в фантики».
В пресс-службе Crocus Citу Hall опасаются внезапного ужесточения действующих ограничений. Подобная нестабильность, отмечает представитель концертной площадки, делает невозможным долгосрочное планирование, так как продажи билетов и договоренности с менеджментом артистов начинаются задолго до даты концерта. Вторая половина 2021 года по финансовым показателям будет все еще ниже аналогичного периода 2019 года, полагает руководство Crocus Citу Hall.
Второе полугодие, по прогнозу Бабича, не принесет большого роста числа концертов: по итогам всего года их количество останется на уровне 5–7% от 2019-го. Агентство InterMedia говорит про 10–20% от уровня 2019 года. Общее восстановление индустрии продлится год-полтора с момента полной отмены запретов и ограничений, предупреждает Евгений Сафронов.
Автор
Евгения Стогова Источник
Сообщение Организаторы концертов оценили свои потери из-за действующих ограничений появились сначала на Уника новости - Свежие новости России и мира. Последние новости - картина дня, политика, экономика и другие события. Фото и видео. Новости сегодня, сейчас в сми.