Войти в почту

Интервью Евгения Стычкина - о режиссерском дебюте и съемках в психдиспансере

- Скоро состоится премьера сериал "Контакт". В нем вы дебютируете как режиссер. Почему решили попробовать себя в качестве постановщика? - Мне всегда была интересна режиссура. Но мне интересен в первую очередь процесс. Не результат. У меня нет амбиций получить "Пальмовую ветвь" - или чтобы мои решения преподавали во ВГИКе. Мне хочется видеть, как мои идеи становятся реальностью. Как несколько слов и картинок, которые я придумал, в итоге превращаются в кадры фильма, обрастают подробностями, реквизитом, интонациями … Ну, впрочем, и от "Ветви", если что, я, конечно, не откажусь. - В касте сериала заявлены такие актеры, как Павел Майков, Равшана Куркова и Алексей Агранович. Почему сделали выбор в их пользу? - Когда прочитал пилот, сразу подумал про Павла. Я знаком с ним много лет и знал на практике, что Майков справится с этой ролью. Тем более - он подходит идеально по психотипу и возрасту. Еще мне - как начинающему режиссеру - нужен был артист, на которого я могу положиться со 100-процентной уверенностью. Я почти сразу придумал и всех остальных актеров моего сериала. - Как проходил кастинг? - Мне кажется, главная режиссерская удача - правильный и очень сильный кастинг. Для меня он был особенно важен. Я пробовал многих очень хороших артистов. Но мне пришлось принимать решение не одному, а совместно с компанией "Среда", "Гуд Стори Медиа" и видеосервисом PREMIER. Над сериалом работало большое количество человек, которых было не так просто убедить в правильности моего выбора. Но в итоге все оказались очень довольны. - С кем из артистов было сложнее взаимодействовать? - Мне не было сложно с актерами. Я получал только огромное удовольствие от работы со всеми, кого выбрал. Каким-то невероятным образом проект получился легким: мы радовались друг другу, снятому материалу и каким-то новым художественным решениям, которые нам приходили в голову. Также было легко работать с продюсерами, хотя в киноиндустрии с этим часто возникают сложности: продюсерский кинематограф режиссеры по идее должны ругать, но у меня сложилось круто. - Одна из ключевых тем сериала - поиск счастья, гармонии и любви между персонажами. Для вас счастье - это вымысел из литературы и фильмов или реальность? - Думаю, счастье возможно. Конечно, это не набор составляющих красивой жизни - деньги, роскошь и так далее. Счастье - это путь. Путь, который приводит к особому мировоззрению. И там тебе хорошо. - В "Контакте" также поднимается проблема отцов и детей, конфликт поколений. Когда вам принесли готовый сценарий сериала, как восприняли сюжетную линию? - Когда принесли сценарий, мне сразу же сказали, что будем разбираться с проблемами отцов и детей. И вообще — подростков. Я сразу согласился. Понимаю, что на эту тему важно говорить. Дальше нужно было найти свой язык. У нас есть образ школы из одноименного сериала - он черный, жесткий и брутальный. Или есть нашумевший западный сериал "Эйфория". Это жанровые решения, к которым все сейчас стремятся. Но мне кажется, часто режиссеры подобных историй гонятся за молодежной эстетикой. Монтаж - клиповый, кислотные цвета, намеренная максимальная жесткость, провокация. Однако за всем этим содержание становится второстепенным. Есть опасность потеряться в фишках и аттракционах. Мне бы хотелось, чтобы наш сериал получился более-менее документальным. На мой взгляд, это очень важно - Вы упомянули сериал "Школа" Валерии Гай Германики. В современной России это было первое громкое и откровенное заявление о происходящем в учебных заведениях. Вы хоть как-то вдохновлялись этим проектом? - Я посмотрел "Школу" вскоре после премьеры. Это не совсем мое кино. Талантливо сделано, но не совсем мое. Мне вообще хотелось какого-то скупого, скорее нордического кино. Мне хотелось, чтобы Майков стал нашим Мадсом Миккельсеном. - К какому жанру вы можете отнести свой сериал? - Я не очень люблю, когда от меня требуют определить жанр. Но если это обязательно, то драмеди, наверное. При этом мой сериал не жанровый, а скорее социальный. Хотя в нем есть и юмор. Если зритель умный, то без труда будет видеть иронию даже в самых страшных жизненных ситуациях. Думаю, мое кино примерно про это. Про то, что жизнь прекрасна и страшна - и что юмор необходим, иначе не выжить. Философ Серен Кьеркегор говорил, что доказательства в пользу величия жизни - обычно те же, которые приводятся и в доказательство ее низости. Как-то так. У меня не было желания специально рассмешить зрителя, но если это получится - хорошо. - Лично в вас откликается конфликт между подростками и родителями? - У меня есть пятеро детей, четверо из которых вполне взрослые. Как думаете, мне есть о чем рассказать? Это довольно личная история, которая несомненно откликается почти в каждом взрослом человеке. - В сериале звучит музыка Моргенштерна, которую слушают дети и которая непонятна многим взрослым. При этом по сюжету герои-подростки постоянно сидят в телефонах, хамят взрослым и в целом раздражают всех окружающих. Вы сами когда-нибудь осуждали молодое поколение? - Я сам был чудовищем в подростковом возрасте. Жутким образом раздражал всех окружающих. И я никого не осуждаю. У ребенка всегда есть причины, чтобы вести себя таким образом. Взрослый принял много решений в своей жизни - и если перед вами злой и грубый человек, это по большей части его ответственность. А дети просто реагируют на мир. И тут еще гормоны… В общем, их нужно понимать - и помогать им, насколько хватает сил и терпения. - Как вы относитесь к появлению новой культуры? Например, тот же Моргенштерн. - Это всегда только вопрос качества. Меняется время, с ним меняется музыка, подача, скорость поглощения информации. Поэтому у меня никакого снобизма нет. Один из моих сыновей - музыкант. Он слушает классическую музыку, или какой-нибудь тяжелый рок, или соул. И всегда это музыка высочайшего класса. А другой мой сын слушает много современной музыки. Хип-хоп и рэп. Когда я слушаю их споры, они оба очень доказательны в том, как защищают свою музыку. И та и другая имеет право на существование. Даже попса может быть симпатичной, если она профессиональная. - После съемок сериала вы все-таки разобрались, как найти контакт между родителями и детьми? - Нет, конечно, не разобрался. Не представляю. Возможно, любовь. Мне кажется, что нет ничего, кроме любви. Если есть любовь, то все тогда можно решить. - Планируете в будущем попробовать себя еще раз в роли режиссера? Может быть, даже напишите свой сценарий? - Да. Я снимаю очень важное кино. В его основу легла документальная история о том, как в 1988 году в детской больнице Элисты несколько десятков детей были заражены ВИЧ. И это сейчас мы знаем, что на терапии с ВИЧ можно прожить долгую жизнь, рожать детей и так далее. Тогда же этот диагноз был приговором - и при этом считалось, что в нашей стране СПИДа не может быть. А тут еще дети... Важная и страшная история. Мы будем снимать это кино вместе с блистательным оператором Сергеем Трофимовым и крутейшими артистами. Необходимо сделать хорошее кино, чтобы привлечь внимание к проблеме ВИЧ в нашей стране. Ведь сейчас у нас около миллиона ВИЧ-положительных. А мы по-прежнему стесняемся об этом говорить. - Помимо сериала "Контакт", в этом году у вас выходит ряд других новых проектов. В одном из интервью вы сказали: "Материал, который мне предлагают, часто кастрирован". Сейчас вы работаете не с кастрированным материалом? - На Первом канале три года пролежал крутейший сериал "Алиби" режиссера Нурбека Эгена. Не представляю, почему его так и не показали. Но там сейчас заканчивается контракт, так что его можно будет продать какой-то другой платформе и показать людям. Также на ТНТ скоро выйдет "Вне себя" - фильм шоураннером которого стал Александр Дулерайн, а режиссером выступил Клим Казанский. История - огонь. У моего героя в голове живет убитая жена и ее любовник, совершивший самоубийство. Они все время рядом, только их никто не видит. Черная комедия. Этот проект может и должен быть успешным, - ни в чем подобном по степени "неадекватности" сценария никогда не снимался. Я там фактически в каждом кадре, поэтому есть шанс очень надоесть зрителю... - На ваш взгляд, в каком состоянии сейчас пребывает российская киноиндустрия? - Сейчас, мне кажется, российский кинематограф развивается правильно, естественно. И тот, который снимается для платформ, и тот, который снимается для больших экранов. Кинематограф является рупором мыслей для общества. Чем больше клевых людей, чем больше свободы в головах и желания говорить о том, что тебе важно, - тем больше хорошего кино. Инструменты, которыми это кино снимают, вторичны. - Вы часто снимались в фильмах, который были новыми интерпретациями классических литературных произведений. Например, "Палата N 6" Шахназарова, сериал "Белая гвардия" и нашумевший спектакль "Норма" Сорокина. Как оцениваете реакцию публики на новое видение классики? - Оцениваю прекрасно. Реакция публики вполне естественная. Опытные театралы и коллеги смотрят, спорят, подключаются. Ну а если человек не читал Сорокина и третий раз в жизни пришел в театр, наверное, он с трудом переваривает нашу "Норму". Ему может быть сложновато. - Как вам работалось с Шахназаровым в "Палате N 6", нашумевшей экранизации Чехова? - У меня с Кареном Георгиевичем было две картины. До "Палаты N 6" - еще совсем молодым артистом - я снимался в роли Пушкина в "Дне полнолуния". С Кареном Георгиевичем работать уютно. Он тихо говорит, знает, чего хочет, работает очень быстро. Трудно на "Палате" было по той причине, что мы снимали в реально действующем психоневрологическом диспансере. Там до этого был когда-то мужской монастырь, а после - уже лечебница. И это, конечно, жесть. Аура, энергия... Там было очень сложно. А в остальном - только в радость. Но в первый день съемок в диспансере я почти сорвал съемку. Ты не можешь быть готовым к тому, что увидишь в интернате, если никогда там не был. Там определенная энергетика, запахи, звуки. В массовке снималось большое количество пациентов, которые, в общем-то, больны. И помимо болезней, эти люди очень несчастны. Все эмоции в совокупности меня просто парализовали. Но потом я привык.%% Человек - крепкая машина, ко всему привыкает. Срабатывают защитные механизмы. - Согласны с суждением Чехова, что сумасшедший дом — отображение России? - Да, это именно так. Только здесь не нужно пытаться поставить знак. Это не хорошо и не плохо. Просто сильно непохоже на остальной мир. - Ощущаете нехватку качественных экранизаций в современном кинематографе? - Мне кажется, тут есть сложность. Эта проблема существует и в театре, но там она проявляется меньше. Когда ты снимаешь кино, у тебя есть огромная опасность стать просто иллюстратором произведения, ликбезом. Не фильм, а упрощенное краткое содержание пьески. Наверное, это хорошая задача, нужная, но для меня, например, неинтересная. А взяться за классику и вывернуть ее наизнанку, увидеть произведение в совершенно новом свете — очень трудно. Классика - сильная, и она может оказаться сильнее тебя. - Получается, классика может задавить автора? - Она и задавит. Тогда создатель не расскажет ни свою историю, ни историю, рассказанную автором произведения. - Сейчас многие обожествляют Константина Богомолова, который, к примеру, "разобрал" произведения Достоевского, посмотрел на него с другой стороны. Вам близка подобная интерпретации классики? - Мне кажется, художник имеет право на любую собственную интерпретацию. Естественно, он не может оскорблять кого бы то ни было, не может защищать ценности фашизма, каннибализма и так далее. Но в остальном художник может видеть произведения как угодно. Если сделано талантливо, это имеет право на существование. В таком смысле, мне кажется, самый яркий представитель - Дмитрий Анатольевич Крымов. Он берет классические произведения и начинает их разбирать на составляющие. Этот невероятный художник выделяет одну маленькую часть из произведения и рассматривает ее под разными углами. Мне ближе всего подобная конструкция. - Вы играли ряд больших политических фигур, включая Николая II, Нестора Махно, Владимира Ленина и даже Адольфа Гитлера. В чей образ было труднее всего вжиться? - Наверное, самый сложным для меня был Ленин. Он для меня совершенно непонятен. В нем сидит какая-то античеловеческая чернота, к которой очень трудно найти ключ. Но поиск интересен.%%% - Чей политический образ наиболее яркий для вас - и кого бы из политиков хотели сыграть? - Нельсона Манделу.

Интервью Евгения Стычкина - о режиссерском дебюте и съемках в психдиспансере
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости