Кинорынок Venice Production Bridge, который традиционно проходит в рамках Венецианского кинофестиваля, в 2021 году впервые стал платформой для профессиональной коммуникации России и Италии на индустриальном уровне. За три дня программы Focus on Russia коллегам из двух стран удалось обсудить стратегии по совместному производству кино и перспективы российского рынка с точки зрения международного сотрудничества. Директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ Светлана Максимченко в интервью ТАСС по итогам этого события рассказала о том, что на данном этапе подогревает интерес к отечественному контенту, как государство поддерживает участие России в международных проектах и что требуется киноиндустрии в период пандемии.
— Впервые Венецианский кинорынок прошел с фокусом на Россию, профессионалы индустрии проводили встречи, презентации, обсуждения сотрудничества. Но что конкретно это значит для отечественной киноиндустрии?
— Для нас это очень важное событие.
Не было и такого интереса к российскому кино, как в этом году. Мероприятия с фокусом на Россию мы начали проводить уже на Каннском кинофестивале, и мы надеемся, что такие события будем традиционно организовывать на крупнейших смотрах и кинорынках. Сейчас интерес к российскому контенту возрастает, зарубежные коллеги рассматривают Россию как потенциального партнера, видят большой потенциал в сотрудничестве. Практически ни один крупный смотр в этом году не проходит без российского участия, наши проекты получают призы, они также успешны на VOD-платформах, таких как Netflix, в профильных международных СМИ о кино выходят публикации о наших продюсерах, актерах, режиссерах, — это успех, который подогревает интерес к отечественному контенту.
— Каких результатов ожидаете от Focus on Russia в Венеции?
— Я думаю, каждое профессиональное рыночное событие сводит людей вместе, возникают новые контакты. В конечном счете все это, может, и не сразу, но приводит к совместным проектам, которые в будущем могут быть представлены и здесь, на Венецианском кинофестивале.
— Вы уже упомянули, что количество российских проектов на Венецианском фестивале, как и на других международных смотрах, в этом году беспрецедентно. При этом скептики говорят, что этому способствует пандемия — якобы невелик выбор. Что можно ответить на такое мнение?
— Это, конечно, не так, потому что конкуренция в этом году среди проектов на фестивалях еще выше, чем прежде. В прошлом году многие смотры отменились или перенеслись, и те фильмы, которые планировали туда попасть, пришли в этом году. При этом наши картины тоже отбираются в разные конкурсные программы. Мы уже сбиваемся со счета наших успехов и празднований побед, надеюсь, в Венеции нас тоже ждут призы. Это результат системной работы государства — Министерства культуры и Роскино — совместно с продюсерами, режиссерами и дистрибьюторами, интерес к их проектам возникает уже со стороны фестивалей. Темпы по присутствию на фестивалях мы не будем снижать.
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принимать, чтобы сохранять столь широкое присутствие?
— Минкультуры проводит конкурс миноритарной копродукции, в рамках которого мы поддерживаем участие России в международных проектах, с 2019 года. Среди примеров — фильм "Купе номер 6" финского режиссера Юхо Куосманена с Юрой Борисовым в главной роли, получивший Гран-при в Каннах в этом году, картина "Оставь печаль свою" Тома Шовала с оскароносной Беренис Бежо, удостоившаяся награды на фестивале в Израиле.
У нас есть также частные фонды, прежде всего "Кинопрайм", который тоже поддерживает копродукционные проекты, мы участвуем в конкурсе европейского фонда "Евримаж", в этом году один из отечественных проектов получил поддержку (фильм "Каникулы" Анны Кузнецовой — прим. ТАСС). Мы стараемся развивать эти двусторонние связи, сейчас готовим соглашение с Израилем о копродукции, надеемся, что подпишем в этом году. На самом деле, главное — это работа самой индустрии и продюсеров по запуску таких проектов.
— Министр культуры РФ Ольга Любимова предложила с 2022 года проводить питчинг российских и международных смотров, претендующих на господдержку. На каком этапе сейчас разработка этой инициативы? Ожидать ли нам питчингов в 2022 году?
— Мы действительно будем проводить питчинг фестивалей, потому что мы поддерживаем большое количество фестивалей в России, но далеко не все имеют представление о том, что это за фестивали. Мы стремимся к наибольшей прозрачности всех наших конкурсов: в этом году мы запустили питчинги по дебютам, анимации, в следующем году проведем питчинг по анимационным сериалам и питчинг фестивалей. Мы хотим, чтобы все эти проекты были презентованы публично, с онлайн-трансляциями, с возможностью защитить свои проекты.
— Как вам кажется, отразится ли проведение питчинга на числе фестивалей?
— Меньше фестивалей не станет, но могут появиться какие-то новые идеи. В этом году мы поддержали много фестивалей, которых раньше не поддерживали, — например, фестиваль актуального научного кино ФАНК или Beat Film Festival. Мы проводим питчинги в том числе и для того, чтобы появлялись новые фестивали в регионах страны, а те фестивали, которые проходят очень давно, обновлялись.
— Осень традиционно считается порой премьер после летнего периода, когда россияне не очень охотно ходят в кино. При этом я знаю, что наши критики, можно сказать, возмущены тем, что на каждую неделю сентября приходится слишком много релизов. Следит ли за распределением релизов Минкультуры?
— Мы не включаемся в этот процесс, это договоренность продюсеров и дистрибьюторов с кинотеатральными сетями. Мы сейчас планируем запустить на базе ЕАИС график премьер, в котором все будет видно заранее. Это более прозрачная система планирования премьер. У нас было несколько индустриальных совещаний, на которых мы обсуждали правила игры, говорили о том, что за 10–12 недель даты релизов должны быть уже утверждены. В период пандемии планировать довольно сложно, потому что многие релизы, в том числе международные, переносятся. Но мы пытаемся совместно выработать правила игры, чтобы российские продюсеры могли собрать максимальную кассу.
— Есть ли уже понимание, какие отечественные релизы будут "делать кассу" в ближайшие месяцы?
— Сейчас действительно сезон, мы ожидаем, что в прокат выйдут все те фильмы, которые прошли на международных фестивалях, например "Герда" Натальи Кудряшовой, "Разжимая кулаки" Киры Коваленко, "Купе номер 6" Юхо Куосманена, "Сто минут из жизни Ивана Денисовича" Глеба Панфилова, "Ничья" Лены Ланских. В преддверии Нового года будут большие блокбастеры, зрительские картины — "Последний богатырь", "Чемпион мира" и другие. Конечно же, сейчас выйдет много зарубежных фильмов, конкуренция будет высокой, но куда без конкуренции? Она всегда была и будет. Здесь все зависит от умения продюсеров и дистрибьюторов продвинуть свой проект. Чем больше российского кино выходит на экраны, тем больше мы радуемся.
— Российская киноиндустрия пережила непростой год, отрасль просила поддержки, чтобы удержаться на плаву, и, собственно, правительство выделило деньги на эти нужды из резервного фонда. Какой сейчас есть запрос у профессионалов?
— Сейчас главный запрос — увеличение объемов поддержки кинопроизводства, все ждут увеличения финансирования по линии Фонда кино и по линии Минкультуры, потому что мы понимаем, что бюджеты выросли, а объем финансирования не менялся последние десять лет. Безусловно, требуется поддержка, продюсеры обращались к правительству и к президенту. Увеличение объема поддержки — главный запрос индустрии.