Как сложилась судьба звезды культового советского фильма «Девчата» Люсьены Овчинниковой?

10 сентября исполняется 90 лет со дня рождения звезды советского экрана, актрисы Люсьены Овчинниковой, которую зрители запомнили по образу хохотушки Кати из культового фильма «Девчата». Ее киногероини – уютные, веселые, заводные и милые. Друзья и коллеги актрисы вспоминали, что и в жизни она была такой же лучистой, словно не играла, а просто жила в кадре.

Как сложилась судьба звезды культового советского фильма «Девчата» Люсьены Овчинниковой?
© Мир24

В честь дня рождения кумира наших мам и бабушек рассказываем о жизни актрисы, ее ролях, любви, а также о том, почему после первого успеха ей доставалось так мало звездных ролей.

Сбежала из дома, чтобы стать «Любовью Орловой»

Еще в детстве на вопрос, кем ты хочешь стать, Люсьена уверенно отвечала: «Любовью Орловой!». Только так – стать актрисой и непременно самой знаменитой, а как же иначе?

При этом родители девочки были далеки от театра. Люсьена родилась в семье офицера-пограничника. Звучное и необычное имя ей дала мама, которая умерла, когда девочке было всего шесть лет. Отец через какое-то время женился во второй раз, и Люсьене пришлось привыкать к новой маме и сводной сестре. Впрочем, никакой сказки про злую мачеху в ее жизни не было: семья жила вполне дружно.

Над желанием девочки стать актрисой все немножко посмеивались. Ведь она даже в драмкружке не занималась – была очень стеснительной! Да и ростом не вышла, долго была крохой, и только в выпускном классе подросла до своих 164 см.

Вслед за отцом семья Овчинниковых часто переезжала. Люсьена успела пожить в гарнизонах Украины, Карелии, Грузии и Туркменистана. За свое детство она по много раз пересмотрела все фильмы с Любовью Орловой и вообще все кино, которое привозили в гарнизонные клубы. Тем более что там его крутили бесплатно. Как не похожа была экранная жизнь на то, что девочка видела вокруг. Ее желание стать актрисой крепло с каждым годом.

Аттестат Люсьена Овчинникова получила в Ашхабаде. Но продолжать учиться в Туркмении ей не хотелось, а отпускать дочку в Москву – поступать в институт – не соглашался отец.

И тут тихоня Люсьена вдруг совершила то, чего никто от нее не ожидал – она просто сбежала из семьи. Денег хватило на билет до Минска, где жила ее тетя. Девушка уехала без вещей, в чем была. И даже паспорт забыла: отцу потом пришлось отправлять ее документы поездом.

Правда на вступительные экзамены в Минский театральный институт Люсьена опоздала. Но и возвращаться домой не захотела: устроилась работать.

«Из какой вы семьи, девочка?»

Через год она отправилась в Москву – поступать в ГИТИС. О вступительных экзаменах актриса впоследствии вспоминала так:

«Я надела на голову какую-то красную ленту и читала «Выхожу один я на дорогу». А меня подозревала женщина из приемной комиссии и тихонечко спросила: из какой вы семьи, девочка? Я тоже шепотом ответила: мы военные. И меня взяли».

Ей посчастливилось учиться на курсе народного артиста РСФСР Григория Конского, среди выпускников которого – прославленные Людмила Касаткина, Марк Захаров, Владимир Коренев, Станислав Садальский и многие другие. Вуз девушка окончила в 1955 году. Причем на дипломном спектакле ей удалось переломить бытовавшее среди преподавателей мнение, что ее амплуа – комедийная актриса. Девушка блестяще исполнила главную роль в пьесе Арбузова «Таня» – о женщине, которая берет судьбу в свои руки.

После окончания учебы ее пригласил в Театр им. Маяковского главный режиссер Николай Охлопков, который сам некогда окончил ГИТИС и внимательно следил за талантливыми студентами родного вуза. В этом театре она проработала целых 18 лет и сыграла почти три десятка ролей.

Она создала на сцене целую галерею разноплановых и непохожих друг на друга образов – от Любы Шевцовой из «Молодой гвардии» до Клеопатры из «Думы о британке». Зрители скоро оценили молодую актрису: она играла интересно, используя широкий диапазон красок и приемов, всякий раз проживая на сцене целую жизнь своих героинь – как будто на едином глубоком вдохе.

Среди зрителей у Люсьены Овчинниковой появилось множество поклонников, которые специально брали билеты на спектакли, где играла именно она. Но судьба сложилась так, что всесоюзную известность она получила благодаря кинематографу.

«Где вы отыскали этот деревенский талант?»

Первый раз в кино она сыграла только в 28 лет. Ей досталась роль деревенской девчонки Нюрки в фильме «Отчий дом». Причем не бывавшая до того в деревне Овчинникова оказалась столь органичной в этом образе, что режиссера Льва Кулиджанова потом спрашивали, где он отыскал этот деревенский талант.

Но настоящая, поистине оглушительная популярность обрушились на Овчинникову в 1961 году, после выхода на экраны картины «Девчата».

Ее героиня – смешливая, простая и лучистая Катя – очень полюбилась зрителям. Тысячи девчонок тех лет вклеивали фотографии актрисы в альбомы, со страниц которых смотрели все самые любимые актеры страны. Со временем все это стало чем-то вроде семейных альбомов: такие родные лица. И действительно, героини Люсьены Овчинниковой подкупали своей достоверностью и простотой. Казалось, что они – подружки или соседки, знакомые каждому с детства.

В платочках, ватниках, спецовках своих героинь актриса смотрелась так, будто в них и родилась. Ее коллеги говорили, что на экране Овчинникова «органична, как кошка» – и это было безусловной похвалой, пусть и с оттенком зависти. В прессе же ее называли «уникальной, удивительной и многообещающей».

С конца 50-х и до начала 80-х актриса практически не знала простоев в работе. Ее все время приглашали сниматься. Правда, за всю жизнь ей досталась всего одна главная роль – в фильме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». В 1969 году она сыграла там в паре с Олегом Ефремовым. Коллеги говорили, что ее героиня – самая сексуальная штукатурщица в СССР. Режиссер Виталий Мельников впоследствии вспоминал об этом так:

«Поначалу я перебрал множество звезд тех времен, среди которых были Нона Мордюкова и Инна Макарова. На Люсьену я и не рассчитывал, потому что у нее была репутация комедийной актрисы. Но когда увидел ее пробы, она меня просто очаровала своей открытостью, естественностью и какой-то почти детской преданностью своему делу».

Три мужа и скоротечность счастья

В реальной жизни актриса имела большую популярность у мужчин. Еще бы: красавица, талантище, и при этом – ни капли заносчивости, холодности. В жизни как и ее экранные героини, Овчинникова была веселой, легкой и уютной. Вот только создать счастливую, надежную семью у нее так за всю жизнь и не получилось. Все ее официальные и неофициальные браки были словно с надломом: если счастье и было, то ненадолго.

Первый раз Люсьена влюбилась еще во время учебы на старших курсах. Ее избранником стал студент режиссерского факультета того же вуза Владимир Храмов. В отличие от легкой и неконфликтной Люсьены, ее избранник имел довольно сложный характер, умудрялся поссориться даже с самыми неконфликтными людьми. Она часто мирила его с коллегами и друзьями. Актриса очень уважала своего гражданского мужа, прислушивалась к его советам. Но в результате настоящей семьи у них так и не получилось. Подруга актрисы Тамара Тур вспоминала:

«Он к Люсе очень хорошо относился, она все рассказывала, что и мама его к ней прекрасно относилась, говорила: Люся, роди ему малыша, воспитаем ребеночка». Но Люсьена тогда только начинала работать в театре, ее активно вводили в репертуар, она была востребована, радовалась первым успехам и о рождении ребенка не задумывалась.

Постепенно они с Владимиром Храмовым отдалились друг от друга, и через несколько лет мирно расстались.

Люсьена Овчинникова, которая 12 раз сыграла маму в кино и буквально влюбила в себя всех своих экранных детей, включая Елену Проклову, Николая Бурляева, Юрия Шлыкова, настоящей мамой в своей жизни так и не стала, о чем горько сожалела в зрелом возрасте.

Вторым гражданским мужем актрисы стал коллега, актер Театра Маяковского красавец Александр Холодков. Он невероятно красиво ухаживал за ней, делал сюрпризы, бросался вслед за Люсьеной, когда она уезжала на съемки. Правда, предложения так и не сделал, хотя они много лет жили вместе и все в театре считали их мужем и женой. Однако в какой-то момент их пара превратилась в любовный треугольник: третьей стала актриса того же театра Вера Орлова, с которой у Холодова вспыхнул роман.

Эту ситуацию в театре обсуждали, злословили. К удивлению коллег, актрисы, оказавшиеся в непростой ситуации, не стали врагами. Напротив, любовь к одному мужчине заставила их проявлять чудеса такта, с пониманием и терпением относиться друг к другу. Когда же Александр Холодков тяжело заболел и перестал подниматься с постели, две женщины по очереди ухаживали за ним.

Актер скончался в 1965 году. Вера Орлова и Люсьена Овчинникова вместе стояли у гроба любимого человека, принимая соболезнования от друзей и знакомых.

Перенести утрату Люсьене Овчинниковой помог актер Валентин Козлов, который в этот трудный период оказался рядом и за которого она впоследствии вышла замуж.

Он был младше Люсьены почти на 6 лет и поначалу был лишь ее другом: с ним можно было поговорить, поплакаться ему в жилетку или просто помолчать рядом. Позже вспыхнули чувства, и они стали мужем и женой. На этот раз брак был оформлен официально.

Оба они продолжали служить в Театре Маяковского. Правда, Валентин Козлов ни в театре, ни в кино никогда так и не смог стать таким же популярным актером, как его звездная жена. И это очень беспокоило его. Он чувствовал себя униженным, не мог простить ей популярность, успех, поклонников. Стал ревновать жену, а потом пристрастился к алкоголю.

К слову, для ревности у него были основания – Люсьена действительно могла иногда увлечься своими экранными партнерами. Так, в 1969 году во время съемок фильма «Мама вышла замуж» у нее вспыхнул роман с Олегом Ефремовым. Актриса Тамара Тур так вспоминала об этом:

«Кто-то сообщил об этом мужу Люсьены, тот мгновенно примчался в Ленинград – и сразу Олега за грудки. Естественно, сам же и получил. Еле-еле их разняли. Причем на Ефремова эта ситуация не произвела ни малейшего впечатления! Он даже не стал с Люсьеной ничего обсуждать – они просто продолжили встречаться».

Так или иначе, но в этом браке Люсьена Овчинникова и Валентин Козлов прожили до конца его жизни – целых 32 года. Друзья говорили, что они не были очень счастливой парой, муж все больше пил, не был востребован как актер и тяжело переживал это.

Она же хваталась за любую работу: ведь надо было зарабатывать себе и мужу на жизнь. Несмотря на то, что ее узнавали на улице, звание заслуженной артистки РСФСР ей дали только в 42 года, после роли в фильме «Большая перемена».

Вслед за уволенным за пьянку мужем она покинула Театр им. Маяковского и играла то в ВТО, то в Ашхабадской «драме». Наконец стала числиться, а не играть в печально знаменитом Театре киноактера, который называли «кладбищем живых звезд». Тем более что наступало тяжелое для всех время: рушился Союз, платили копейки, хорошее кино снимать почти перестали.

Женская судьба знаменитой актрисы складывалась совсем не так безоблачно, как ей приписывала народная молва. Принимая многочисленные комплименты от поклонников, ловя на себе их влюбленные и восхищение взгляды, она так мечтала о простом женском счастье, крепкой семье, детях. Она ждала внимания, заботы и теплоты от того, в кого влюблялась. Ее женственных героинь с лучистыми глазами обожала вся страна, а проводить в последний путь заслуженную артистку пришли всего несколько человек.