Раиса Рязанова: «В лихие 90-е я бомбила!»

Рязанова - по-настоящему народная артистка. Нет, само звание, подтверждающее сей статус, она получила относительно недавно, в 2005-м. Но любовь народная от званий не зависит. А Рязанову любят, наверное, даже побольше, чем ее звездных подружек по фильму «Москва слезам не верит»...

Раиса Рязанова: «В лихие 90-е я бомбила!»
© Мир новостей

«МЕНЬШОВ НЕ ПОВЕРИЛ В «ОСКАРА»

- Раиса Ивановна, давайте вспомним, с чего все начиналось. Как вы попали в эту картину?

- Меня пригласили принять участие в пробах на роль Тони. Надо сказать, пробовалось много и других молодых актрис, не буду называть их имен. Но мне, видимо, повезло больше, и выбор пал на меня. Наверное, моя простая провинциальная внешность больше подходила на эту роль... Хотя, знаете, были актрисы, которым предлагали пробоваться, но они, прочитав сценарий, отказывались: «Спасибо, история неинтересная». Потом, наверное, локти кусали, когда фильм стал знаменитым и получил множество наград, в том числе «Оскар». А мы, когда снимались, ни про какого «Оскара» думать не думали. И Меньшов не поверил, что картина получила премию, когда ему позвонили 1 апреля, думал, что разыгрывают... Конечно, его не выпустили из страны, и статуэтку получал какой-то дядя в шляпе, над которым в комиссии посмеялись, а в газетах написали, что это человек из КГБ. Потом «Оскара» спрятали в каком-то государственном шкафу, а Володе выдали лишь по случаю приезда к нему иностранных репортеров, чтобы показать им статуэтку. Ну а назад не отобрали, и он поставил ее в прихожей на тумбу.

- Как вам работалось с Меньшовым?

- Он тогда был молодой режиссер, на пять лет всего старше нас. Причем по природе своей Володя был актер, он ведь окончил вначале актерский факультет. И когда предлагал что-то сыграть - представлял, как бы он это сделал сам, и того же требовал от нас. Помню, как мы начинали. «Девчонки, - сказал Меньшов, - вот вы поговорите о чем-нибудь своем, покажите, как вы доказываете что-то друг другу». Ну мы начали «доказывать». Он сидит, на нас смотрит, потом говорит: «Хорошо, мне нравится настроение. А теперь давайте по тексту и по очереди...» Он не ущемлял артиста, давал ему свободу, с одной стороны, а с другой - очень внимательно следил. Помните сцену нашего приезда на дачу к моему жениху, где я на какой-то его вопрос утыкаюсь носом ему в щеку, а на нас смотрят его родители? Первой из машины выходит Ира Муравьева, и родители сразу: «Ой, не наша». Потом Вера: «Здрасьте». И наконец затюканная я. Так из всех дублей Меньшов выбрал именно мой, актерский, с носиком, о котором в одной газете написали: «Так нежно и ласково прильнула к жениху». И родители сразу оценили: «Наша девка...» То есть никакого самодурства на съемочной площадке не было, никто не капризничал и не звездил, все было по его режиссерским правилам, но доброжелательно.

- А принято считать, что у него был жесткий характер.

- Может быть, потом, с годами, он стал более жестким. Я тоже читала, что у Меньшова непростой характер и многие его побаивались, потому что фильм «Розыгрыш» - его первая картина - получил сразу Госпремию СССР, второй - «Оскар». Но он не задрал при этом нос. Все равно наравне со всеми добивался финансирования, в трудные времена искал работу. Многие его картину «Ширли-мырли» не приняли. А я, например, с удовольствием посмотрела этот фильм. Вы обратите внимание, каких звезд он там снял, никто не отказывался - Мордюкова, Табаков, Джигарханян, Чурикова... Я думаю, что к нему любой актер счел бы за честь попасть в картину! И в то же время при всех наградах, премиях, сборах в кинотеатрах ему не давали снимать. Володя жаловался, что вечно ему вставляют палки в колеса. Кому-то, видимо, мешал. Наверное, всему виной зависть, ревность...

«ПАССАЖИРАМ ГОВОРИЛА, ЧТО ЭТО НЕ Я»

- Раиса Ивановна, вы были внебрачным ребенком. Отца видели только в раннем детстве. Потом часто его вспоминали?

- А вспоминать особо нечего было. Сохранились лишь какие-то обрывочные воспоминания. Например, вот это: мама ставит меня на пенек и говорит: «Раечка, сейчас поедет машина, там папа за рулем (он был шофером). Ты ручку подними, помаши ему, он остановится, мы сядем и поедем». Я все так и делала, папа сажал меня на коленки, я хваталась за руль. И мне так это нравилось! Наверное, у меня это на генетическом уровне от него. Ведь с юности буквально грезила автомобилем. Сначала ездила на «запорожце» мужа. В фильме «Москва слезам не верит» каталась на «москвиче». Ну а потом уже накопила денег и купила «жигули».

- И сколько лет вы уже за рулем?

- Вот считайте: я окончила институт в 1969-м, а курсы вождения - годом раньше. От института у нас были курсы, меня муж туда запихнул, и вот с 1968 года у меня права. То есть 53 года водительский стаж! В дальние путешествия я побаивалась ездить: думаю, а вдруг сломаюсь по дороге, никто не остановится. Но на дачу за рулем 35 километров туда, 35 обратно - без проблем. Я и лихачить на дороге любила, и в аварию попадала - всякое было.

- Знаю, что в лихие 90-е вы даже занялись частным извозом.

- Да, приходилось, когда совсем не было работы.

- Вас узнавали пассажиры?

- Бывало, что узнавали, хотя я все время отрицала. В таких случаях я им говорила: «Нет, что вы, я не Рязанова, просто похожа на нее, меня часто с ней путают».

- А как получилось, что однажды вы решили принять участие в автогонках?

- Да на каком-то банкете пригласили, а я, не подумав, с ходу согласилась. И это ведь еще были гонки на льду, на Гребном канале! В своем заезде я первая пришла. Потом, конечно, какие-то лихие девчонки меня обогнали. Но мне все равно дали приз. А в 2003 году я получила награду «Автоледи-2003». Причем инструктор, который нас готовил, не узнал меня, тренировал изо всех сил: кричал, требовал, одним словом, вел себя по-свойски. А когда приз вручили, подошел ко мне и стал извиняться: мол, «я же не знал, что вы артистка, ради бога простите, я на вас так кричал...». Смешно было.

«В МОЕМ ВОЗРАСТЕ МЕЧТАТЬ СМЕШНО»

- Не так давно на телевидении вы познакомились со своими родственниками. Что при этом испытали?

- Да, это была телепередача «Секрет на миллион». У меня объявились две сестры и брат по отцовской линии. Одна сестра живет в Москве, другая - в Рязани, брат - в Тамбовской области. На той передаче объявляли о результатах теста ДНК. Когда выяснилось, что мы действительно родные, одна из сестер подошла ко мне, обняла, чувствую: вот-вот заплачет. Говорю ей тихо: не надо плакать - встретимся, поплачем. Надеюсь, что она ждет моего звонка. Мне не хочется так наскоком встретиться, на пять минут. Хочу пригласить ее к себе на дачу, чтобы в спокойной обстановке посидеть, поговорить, не торопясь. А для этого нужно выбрать соответствующее время, чтобы мы обе были свободны и ничто не отвлекало. Надеюсь, что скоро это произойдет.

- Раиса Ивановна, а о чем вы мечтаете?

- Вы знаете, я реалист. На 77-м году жизни мечтать о чем-то, наверное, смешно, именно поэтому я живу реалиями. Проснулась утром: руки-ноги на месте, ни от кого не завишу, никого не обременяю, и слава богу. Часто приглашают на фестивали, но редко соглашаюсь. Каждый год одно и то же. Думаю, надо немного притормозить.

- А где-нибудь снимаетесь сейчас?

- Недавно снималась у Ларисы Садиловой в роли гадалки. Рабочее название фильма - «Огород». Спросила у режиссера: я взаправдашняя гадалка или просто деньги собираю? Кого мне играть? Оказалось, что мошенница.

- Сами верите в гадания?

- Нет, не очень и никогда не прибегаю к услугам гадалок. Однажды погадала - нагадали дорогу и деньги. И представляете, прямо на следующее утро все сбылось. Поэтому я не то что не верю - просто стараюсь обходиться в жизни без этого.

- А как вы относитесь к вере?

- После смерти сына (сын актрисы Данила Перов скоропостижно скончался в прошлом году. - Ред.) однажды я была в гостях, у меня спросили: сын снится? Я ответила: «Нет». Говорят, значит, ему там хорошо. Вот в это я очень хочу верить...

Фаина Зименкова

Фото В. Горячева.