«Толстого нет»: Алферова сыграет жену классика русской литературы

27 и 29 сентября в театре «Школа современной пьесы» состоится спектакль «Толстого нет».

«Толстого нет»: Алферова сыграет жену классика русской литературы
© Свободная пресса

Какова она - жизнь с гением? Рай или проклятье? Ослепительный отблеск ореола славы или вечное нахождение в тени… Под конец жизни Льва Толстого, в семье русского классика наступает разлад. Дети не находят взаимопонимания с родителями, родители – друг с другом. Казалось бы, близкие друг другу люди становятся совсем чужими. Буквально из ниоткуда возникают не то поклонники, не то завистники, желающие получить лишь выгоду. Спектакль Александра Созонова, основанный на подлинных документах: дневниках и письмах, рассказывает о том, что надежно скрывалось от чужих глаз, о том, что, скорее всего, действительно происходило в семье писателя в последние месяцы его жизни, говорится в пресс-релизе.

Центральная фигура здесь – Софья Андреевна Толстая, урожденная Бернс, ставшая супругой Льва Николаевича еще в совсем юном возрасте и совмещавшая роль хранительницы очага с ролью литературного агента.

«Всю свою жизнь, все свои способности я задушила для него и всю свою жизнь отдала в жертву семье. Но в этом и было мое призвание, моя судьба, мое назначение. Иначе и лучше говоря: это была воля Божья», - писала она своих дневниках. Молодую девушку практически поглотил гений писателя. Они растили тринадцать общих детей, и вот теперь, почти преодолев полувековой рубеж совместной жизни, кажется, осознали, что безмятежное семейное счастье давно и безнадежно ускользнуло от них.

Роль Софьи Андреевны мастерски воплотила на сцене Ирина Алферова. Народная артистка России открывает героиню с другой стороны, искусно переплетая в ее характере чувственность и силу духа. Антагонистом выступает друг и редактор писателя Владимир Чертков, которого играет Николай Голубев. Фамилия героя говорит сама за себя. Словно злой рок, Чертков вносит смуту в и без того рушащийся быт семьи графа.

Невероятная сценография Лилии Хисматуллиной переносит зрителя в Ясную Поляну, а эффект присутствия и наблюдения усиливается благодаря кинокамерам, снимающих героев с разных ракурсов.

«Сейчас мир испытывает кризис всех институтов. В том числе института семьи. Мы расслаиваемся на бесконечное количество виртуальных картинок. Семья под воздействием масс-медиа испытывает огромный стресс»,- поясняет режиссер Александр Созонов.

Неким катарсисом становится пожар в имении Толстых, как аллюзия к разгорающемуся внутрисемейному конфликту. И в этот момент в мыслях всплывает лишь знакомое со школьной скамьи: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Сам Лев Николаевич присутствует на сцене бесплотным духом. Но слышны его ворчание, скрип шагов, и есть «всевидящее око» - безмолвный наблюдатель за всем и вся. Не бог и не дьявол, но глыба, вокруг которой строится история.