К черту факты, или Что не так с документальным фильмом про Михаэля Шумахера?
Вдохновлённые успехом Drive to Survive киноделы пробуют жанр полнометражной документалистики. Зря — те приёмы в случае с фильмом «Шумахер» не работают.
Schumacher to Survive
Динамичные планы гонок по-прежнему впечатляют — на Netflix умеют показать зрилище так, как оно заслуживает, но уже спустя 15-20 минут кажется, что все аудиоэффекты и музыка слишком уж вторичны — стилистика «Шумахера» строго выдержана в эстетике Drive to Survive. И большого впечатления не производит — ну да ладно, редкие кадры молодого Михаэля порадуют болельщика под любую музыку.
Но содержание тоже впечатляет недолго — уже на 30-й минуте к авторам возникают вопросы. Диктор, рассказывая о гибели Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино-1994, произносит следующую фразу: «Это факт: перед аварией он любой ценой стремился остаться впереди Шумахера».
Ни слова о поломке рулевой рейки, судебном заседании и расследовании. Ни намёка на проблемы Williams с управляемостью после запрета вспомогательной электроники. Нет, просто Сенна так сильно хотел победить молодого немца, что улетел в стену. Фильм о Шумахере, разумеется, не должен рассказать о том, как Сенна закалялся в сражениях с Простом, но по логике фильма разбился Айртон из-за тщеславия — так сильно он хотел быть впереди Шумахера.
Буквально через две минуты всё становится ещё хуже: голос Шумахера рассказывает, что в паддоке никто не был готов к смерти Айртона. «Мы не думали, что такое может произойти, — говорит в этой сцене Михаэль. — Бывали аварии и хуже. Бывало, кто-то руку ушибёт или ногу сломает, но потом ты возвращаешься». А как же смерть Роланда Ратценбергера накануне и Рубенс Баррикелло, оказавшийся в больнице после аварии в пятничной тренировке?
«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников
Формула Netflix
Фильм усиленно конструирует свою собственную реальность, и вот уже финал сезона-1994 в Аделаиде — столкновение Шумахера с Хиллом. Авторы фильма объясняют, что у Михаэля не было другого выбора, и вообще это Деймон врезался в повреждённую машину немца. Через несколько секунд уже Хилл намекает, что поступил бы точно так же.
«Шумахер» вновь игнорирует главные события сезона-1994 — разборки FIA с Benetton по поводу программного обеспечения, дисквалификацию в Спа и отстранение. Позже авторы идут ещё дальше — Михаэль, по фильму, проиграл Хаккинену в 1998-м лишь из-за столкновения с Култхардом в Спа. И Росс Браун весьма убедительно рассказывает, что ДиСи в том эпизоде отпустил педаль газа, хотя не должен был этого делать.
Херес-97 показан мельком, а дисквалификация по итогам сезона названа «беспрецедентным событием» в истории спорта. Да на второе место Михаэля в чемпионате тогда было всем наплевать — даже ему самому! «Раскассгейт» в Монако-2006 не упомянут в принципе, о помощи напарников ни слова, зато Тодт рассказывает, что в 1999-м, когда Ferrari в очередной раз упустила титул, в Маранелло думали, нужен ли им Шумахер. Это было, когда он сломал ногу или когда привёз два подиума после полугодового отсутствия?
Михаэль Шумахер и Жан Тодт на подиуме Гран При Франции-2002Фото: Ferrari
В формате 10-серийного шоу Drive to Survive может себе позволить опустить те или иные события, чтобы вернуться к ним в других эпизодах, но в «Шумахере» этот подход проваливается напрочь, фактически перевирая события. Желание авторов не грузить зрителей, которые не знакомы с историей, подробностями объяснимо, но без важных деталей история становится пустой и скучной. Это не документальный фильм в смысле рассказа об исторических спортивных событиях, это памятник, при проектировании которого выбраны наилучшие ракурсы. Острые углы притом не просто сглажены, а спрятаны подальше.
Михаэль Шумахер хотел отказаться от роковой поездки на лыжах
Семейный фотоальбом
Совсем уж бесполезной работу Netflix назвать нельзя. Это хотя и не хороший фильм, но прекрасная возможность заглянуть в семейный фотоальбом Шумахеров. Авторы получили доступ к беспрецедентному архиву праздничных и домашних съёмок, и кино позволяет заглянуть туда, куда раньше простому болельщику вход был заказан. Хотя каких-то новых откровений в фильме нет.
Можно было бы сказать, что фильм рассказывает о семье Михаэля, но и этого авторам не удалось. Например, всё, что может сказать Мик, это то, что он гордится отцом и хочет быть похожим на него — вот ведь шокирующие новости, учитывая, что сын выбрал такую же профессию!
Мик Шумахер: Теперь я понимаю, почему мой отец ушел из Формулы 1 в 2006 году
Впрочем, кое за что этот фильм можно полюбить. Ничего нового вы из него почти наверняка не узнаете, но на два часа вам покажется, что Михаэль снова в паддоке, снова улыбается и снова готовится сесть за руль. Это уже стоит потраченного времени.
Постер фильма «Шумахер»Фото: twitter.com/schumacher