Выстрел в лицо, роковой образ Светличной и Носик в женской шляпке: как снимали фильм «Ты – мне, я – тебе»?
В 1976 году на экраны вышла комедия «Ты – мне, я – тебе» режиссера Александра Серого: хорошая, наивная, добрая комедия с явно карикатурными героями. В кинематографических кругах тут же поползли слухи, будто бы режиссер снял ее, чтобы доказать, что он способен делать отличные комедии самостоятельно, без своего друга Георгия Данелии.
Рассказываем, что за спор вышел у двух режиссеров, которые до того вместе сняли комедию «Джентльмены удачи», кто стрелял в лицо Александра Серого из гарпуна и почему Леонид Куравлев все время исчезал куда-то со съемок фильма «Ты – мне, я – тебе».
Смотрите комедию «Ты – мне, я – тебе» в пятницу, 17 сентября, в 21:40 на телеканале «МИР».
Рабочее название этого фильма по сценарию Георгия Горина было таким, что оно никак не могло появиться на афишах советских кинотеатров. «Сегодня икры не будет» – эта фраза была слишком яркой отсылкой к реалиям эпохи дефицита.
В кинофильме речь идет об этой эпохе, когда в СССР появились так называемые «доставалы» – люди, которые обладали полезными связями и могли достать все, чего нельзя было купить в магазинах: импортную одежду, алкоголь, духи, бытовую технику, продукты, недосягаемые для остальных, и многое другое.
Главный герой фильма, которого играет Леонид Куравлев, работает в столице банщиком, но по сути является именно таким «нужным человеком», любителем дефицитных товаров и сладкой жизни. Он знает, как быть влиятельным благодаря этому умению. Его знатные клиенты – дипломаты, артисты, знаменитости – обращаются к нему за помощью, но и сами оказывают взамен разные услуги или достают дефицитные товары. Но однажды спокойную жизнь этого баловня судьбы нарушает известие о болезни брата-близнеца, сельского инспектора рыбнадзора.
На главную роль, кроме Леонида Куравлева, пробовались актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кокшенов. Задача стояла непростая: сыграть двух братьев-близнецов с совершенно разными характерами и жизненными установками. Поэтому фотопробы были сразу в двух образах: оборотистого деляги и честного труженика.
Лучше всего с таким перевоплощением справился Куравлев. В начале 70-х начался звездный этап в карьере этого прекрасного актера. Огромную славу ему принесла роль Жоржа Милославского в картине «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссеры знали, что имя Куравлева на афише сразу гарантирует успех фильму, и актер был буквально нарасхват. Поэтому Леонид Куравлев был вынужден совмещать работу в разных проектах: 1976 году, когда шли съемки «Ты – мне, я – тебе», Леонид Куравлев одновременно снимался еще в пяти фильмах.
Подругу главного героя сыграла неподражаемая актриса второго плана Светлана Светличная. К тому времени она уже была известна всему Советскому Союзу по фильму «Бриллиантовая рука». Там она сыграла эффектную проститутку, пособницу преступников. В этот образ были влюблены буквально все. В фильме «Ты – мне, я – тебе» она снова играет красотку сомнительного поведения с претензией на богемность.
Но вот незадача – хотя это и явно отрицательный образ, но огромное количество юных девушек и женщин в то время пытались дотянуться до него, примерить этот «роковой» образ на себя. Светличная была настоящим кумиром: ей подражали, ею восхищались.
Фильм «Ты – мне, я – тебе» собрал целый букет великолепных актеров второго плана – от Ильи Рутберга до Татьяны Пельтцер.
Илья Рутберг сыграл в фильме яркую, хоть и небольшую, роль доцента Влюбчивого. До этого режиссер Александр Серый звал его на роль Василия Алибабаевича в фильме «Джентльмены удачи», но тогда артист отказался, поскольку был занят: писал учебник по пантомиме. Рутберг был мастером пантомимы, основателем и заведующим единственной в мире кафедры пластической культуры в Академии переподготовки работников искусства. По искусству пантомимы он написал несколько монографий и учебник – тот самый.
Илья Рутберг явно украсил фильм: его чудаковатый герой артистично поет арии и чем попало кормит рыбок в лаборатории, словно воплощает собирательный образ анекдотического безумного профессора.
Почти также хороши и колоритные браконьеры, роли которых исполнили Юрий Медведев, Валерий Носик и Роман Ткачук. В сцене погони Валерий Носик в женской шляпке с бантиком просто неподражаем. В те времена юмор, замешанный на переодевании мужчин в женское платье, как в фильме «В джазе только девушки», использовался на всю катушку. Этот простенький прием казался уморительным, а сцены с Носиком, который посылает воздушные поцелуи и всячески дразнит главного героя, вызывали хохот и шли на ура. К тому же зрителей впечатляли гонки на катерах с привлечением каскадеров, как в зарубежном кино. Ведь в то время отечественный кинематограф был еще лишен каскадеров и трюков, а тут все так зрелищно – почти как в западных кинохитах.
Великолепную комедийную актрису Татьяну Пельтцер на роль тети Любы назначил худсовет. Может быть поэтому Александр Серый ее недолюбливал, хотя актриса отлично справилась со своей задачей. Режиссер болезненно переживал любое недоверие к нему со стороны кинематографического сообщества. Он все время доказывал, что абсолютно самостоятелен, все время пытался сравняться в собственных глазах со своим приятелем и вечным соперником Георгием Данелией.
За пять лет до этого именно благодаря Георгию Данелии Александр Серый получил свой самостоятельный проект: съемки фильма «Джентльмены удачи». Дело в том, что талантливый режиссер серьезно попортил себе репутацию и карьеру, угодив прямо со студенческой скамьи за решетку.
Дело было так: будучи еще студентом режиссерских курсов, Серый влюбился в студентку Марину Акопову. Все шло хорошо, и молодые люди уже собирались пожениться. Но подвел горячий и вспыльчивый нрав Александра Серого, из-за которого произошла настоящая драма.
В 1958 году Серый застал свою невесту в гостях у ее давнего друга архитектора Виталия. Он решил, что невеста ему изменила. Завязалась драка, оба вооружились тем, что попалось под руку: архитектор – стулом, режиссер – молотком. Стычка была жестокой, и от удара молотком по голове соперник Серого чуть не скончался. Врачи буквально вытащили его с того света, но, к несчастью, молодой человек навсегда остался инвалидом.
Александр Серый попал в тюрьму, и это событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Да и эпизод с дракой спустя много лет имел продолжение. Когда Серый, отсидев половину срока, вышел на свободу по УДО, он женился на той самой девушке, из-за которой произошла стычка. У них уже подрастала дочка, когда произошла совершенно дикая история.
В дверь квартиры позвонили. Как только Серый открыл, ему в лицо прилетел гарпун, пущенный из арбалета для подводной охоты. Как оказалось, это оставшийся инвалидом соперник Серого пытался взять реванш за свою искалеченную жизнь. Лишь по случайности гарпун пролетел в сантиметре от глаза и ранил мягкие ткани, оставив широкий шрам на лице режиссера. Однако Александр Серый не дал ход расследованию, а предпочел замять дело.
Карьера Серого из-за его уголовного прошлого была серьезно испорчена. Вот как рассказывал об этом впоследствии Георгий Данелия: «С Шуриком Серым я дружил, мы вместе учились. Но он за драку попал в тюрьму, не доучился, не получил диплома режиссера. И когда вышел из тюрьмы, к нему киношное руководство относилось отрицательно: ему ничего не давали ставить. Я к тому времени был известный, ходил и просил за него везде. И в министерство приходил, и в ЦК. А потом мы с Токаревой написали специально для Серого сценарий «Джентльменов удачи», чтобы ему помочь».
Однако Георгий Данелия подчеркивал, что Александр Серый снимал «Джентльменов удачи» сам. В своей книге «Безбилетный пассажир» он написал: «Я был худруком, это было обязательное условие начальства. Но режиссером фильма «Джентльмены удачи» был Александр Иванович Серый. И только он». Но народная молва все равно приписывала успех фильма тому, что Данелия участвовал в съемочном процессе.
Все дело в том, что Александр Серый, когда начались съемки, тяжело заболел – у него был обнаружен рак крови. Режиссер проходил курсы лечения, лежал в больнице. Поэтому Данелия часто бывал на съемочной площадке, помогал. Да и на премьере Александра Серого тоже не было из-за болезни. Фильм представлял Данелия, и именно с его участием народная молва связала успех фильма. Поэтому, снимая комедию «Ты – мне, я – тебе», Александр Серый как бы пытался взять реванш, доказать, что он умеет снимать хорошее кино без помощи своего гениального приятеля.
В прокате фильм был принят хорошо, его посмотрели более 40 млн зрителей. К сожалению, новое детище режиссера все же не дотянуло до того оглушительного успеха, который имел фильм «Джентльмены удачи». Да и болезнь прогрессировала. Режиссер Александр Серый боролся с ней целых 15 лет, и в 1987 году, за неделю до своего 60-летия застрелился в собственной квартире.